Денег куры не клюют

12 февраля 2018

Денег куры не клюют

Недавний скандал, спровоцированный в Госдуме РФ расследованием и последующим обнародованием Счетной Палатой (СП) РФ результатов проверки расходования бюджетных средств на госпрограммы по поддержке малого и инновационного бизнеса, вытащил в сферу публичного обсуждения вопрос, о котором и раньше знали все. Были недовольны, но молчали. В данном обзоре он любопытен тем, что в его контекст оказались вольно или невольно вовлечены микрофинансовые компании (МФК).

Итак, по порядку. 7 февраля 2018 года в Госдуме РФ на правительственном часе отчитывался министр экономического развития Максим Орешкин. После Орешкина выступала аудитор Счетной Палаты Вера Чистова. Она сделала критические замечания о работе министерства, напомнив собравшейся почтенной публике уже ранее высказываемые претензии, состоявшие, в частности, в том, что госпрограмма экономического развития и инновационной экономики охватила в 2016 году лишь 1% малых предприятий.

После чего спикер Госдумы Вячеслав Володин попросил Орешкина разъяснить ситуацию в связи с нарушениями, о которых идет речь в представлениях Счетной Палаты.

Что интересно, у Счетной Палаты есть даже конкретные примеры предприятий, которые, скорее всего, создавались исключительно под государственные деньги, выделенные на помощь предпринимателям.

Орешкин, конечно, потом начал говорить, что это проблема известна министерству, но... столько дел, столько дел - сразу вот так со всеми и не управиться!

Оптимисты в обсуждениях выражают надежды, что позже министр обязательно принесет и покажет те самые документы, а также расскажет, что за все это время сделало министерство, чтобы государственную поддержку получал каждый честный и компетентный малый предприниматель.

Но что действительно будет интересно МФК, так это непосредственно те нарушения, так возбудившие думцев.

В конце января 2018 года были опубликованы результаты проверки того, как же на самом деле поддерживается малое и среднее предпринимательство.

Счетная палата обратила внимание на сокращение объема предоставленных субъектам МСП кредитов с 5 460,3 млрд руб. на 01.01.2016 до 4 917,8 млрд руб. на 01.11.2017. При этом доля кредитов, обеспеченных гарантиями в рамках национальной гарантийной системы, увеличилась, но осталась незначительной: от 1,5% –по состоянию на 01.01.2016 до 4,8% – по состоянию на 01.10.2017.

Проверка деятельности гарантийных организаций в охваченных контрольным мероприятием регионах, среди которых оказался и Краснодарский край, показала, что количество выданных ими поручительств относительно общего количества зарегистрированных на территории региона субъектов МСП также остается незначительным: не более 0,1%.

Контрольно-счетной палатой Краснодарского края, проводившей параллельную проверку, были установлены нарушения и недостатки в деятельности гарантийного фонда и фонда микрофинансирования Краснодарского края, в том числе связанные с использованием предоставленных из федерального бюджета субсидий.

Так, значительные объемы средств субсидий, полученных на пополнение фонда микрофинансирования, размещались на банковских депозитах: в 2014 г. – до 92,4%, в 2016 г. - до 41,8%. Материалы по результатам проверки были направлены в Прокуратуру Краснодарского края и ГУ МВД России по Краснодарскому краю для принятия мер реагирования.

Нужно отметить, за строгостью стиля и сухостью цифр стоит не что иное, как проблема честной конкуренции МФК - тех самых организаций, которые созданы правительствами регионов как не имеющие отношения к власти, но по факту распределяющие в регионе государственные средства.

В Краснодарском крае МФО, которые формируют фонды и из этих средств кредитуют предпринимателей можно пересчитать по пальцам. И те, кто кредитуют без участия госсредств - это, как правило, филиалы федеральных крупных МФК. Или - банки. Но это уже совсем другие условия кредитования, как вы понимаете.

И ситуация, о которой говорится в докладе, - это яркое доказательство отсутствия здоровой конкурентной среды на рынке микрофинансирования в регионе. Согласитесь, ну какой бизнес сможет конкурировать с властью, особенно на таких условиях?

В 2016 году, например, все кубанские СМИ заходились в едином восторге по поводу предоставления Краевым Фондом микрофинансирования уникальных процентных ставкок на займы для фермеров: «Получить финансирование бизнеса теперь можно под 5,5% годовых» - говорилось на официальном сайте мэрии г.Краснодар.

Цитирую далее официальную информацию:

«С уверенностью можно сказать, что сегодня ни один коммерческий банк без государственной поддержки не может предоставить средства предпринимателям на таких выгодных условиях. Дополнительным преимуществом финансирования в региональном Фонде Микрофинансирования является отсутствие скрытых расходов, комиссий и страховых выплат, связанных с подачей заявки, – отметили в департаменте инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края».

Никто не спорит, господдержка - дело благое и серьезное, и на бумаге вроде бы все гладко, и совершенно естественно, что за госсредствами должна приглядывать, а уж тем более заниматься их распределением государственная структура. Но зачем для этого создавать МФО и уж тем более ставить ее в один ряд с другими организациями, которые априори не могут конкурировать с ней. Например, в составе одной СРО (ФМКК входит в СРО «МИР»), где все члены равны.

Или, как всегда — кто-то все равно оказывается «равнее»? Понятно же, что проблем с фондированием у окологосударственных МФК нет и быть не может в принципе, и проблемы профессионального сообщества и рынка в целом этим организациям чужды, если вообще не «по барабану». Тут, как говаривал один популярный сантехник из анекдота — всю систему менять надо.

И дума здесь, конечно, должна сыграть свою роль в наведении порядка и восстановлению справедливости: например, в правовом поле отделив все-таки распределителей бюджетных средств от МФК. Похоже, к этому скоро придет Дума, если всерьез займется проблемой.

Как писал Владимир Высоцкий:
Ничего, я им создам уют —
Живо он квартиру обменяет.
У них денег — куры не клюют,
А у нас — на водку не хватает.

Впрочем, при распределении госсредств вряд ли следует руководствоваться такими отвлеченными категориями, как зависть или справедливость: масштабы не те. А вот в конкурентную среду предпринимательства это вносит атмосферу затхлости и безнадеги.

Елена Коротина, Краснодар

© 2018 «ИнМФО»Для лиц старше 18 лет

Карта сайта

X