Александр Шустов, генеральный директор МФК «Мани Фанни»: «С мошенниками можно бороться, а более серьезное влияние на отрасль оказывает фиктивное банкротство».

09 апреля 2018

Александр Шустов, генеральный директор МФК «Мани Фанни»: «С мошенниками можно бороться, а более серьезное влияние на отрасль оказывает фиктивное банкротство».

Сегодня есть множество сервисов, которые позволяют в режиме онлайн определить, кто к тебе пришел за займом – обычный человек или мошенник, и какой документ, удостоверяющий личность, при заполнении заявки на заем он предъявляет, то есть настоящий ли у него паспорт, или нет.

Мы используем решение Fraud Prevention Service от бюро кредитных историй Equifax. Но мы сталкиваемся с мошенничествами редко, я полагаю, что ситуация, когда человек приходит с «переклеенным» паспортом в офис МФО, больше характерна для регионов, чем для Москвы.

В Москве мошенники больше переходят в онлайн-сегмент, можно даже сказать, что МФО являются своеобразным барьером на пути мошенников, которые в противном случае атаковали бы банки или простых физических лиц. Об этой роли МФО редко упоминают, а между тем каждый наш сотрудник, который работает с клиентами, проходит специальную подготовку, учится проверять подлинность документов и денежных знаков, получает навыки практической психологии, которые позволяют еще не этапе первого обращения определить, добросовестный ли перед вами заемщик, или нет.

Мы редко сталкиваемся с поддельными документами, но самое распространенное - это дешевая примитивная вклейка фотографии в утраченный паспорт, которую легко распознать. Проблема острее стоит в регионах, особенно, если у компании нет доступа к базам данных, подобных Fraud Prevention Service.

С нашей точки зрения более серьезное влияние на отрасль оказывает фиктивное банкротство заемщиков. Когда заемщик получает заем, заведомо не собираясь его отдавать, и, скрыв свои активы, подает на банкротство. Такой человек знает, что законодательство отнесется к нему достаточно мягко, знает, что поражение в правах на 5 лет для него не играет существенной роли. По данным Национального Центра Банкротств, средний возраст банкрота с момента введения закона о банкротстве снизился на 15 лет. Теперь заявления о банкротстве подают молодые люди в возрасте от 22 лет, а раньше средний возраст таких людей равнялся 36-37 годам. То есть займы берут совсем молодые люди, только-только достигшие совершеннолетия, и у некоторых из них уже есть идея о банкротстве, как о способе «заработка», это тоже можно считать мошенничеством.

В идентификации заемщика онлайн нам помогает сайт «Госуслуги», но далеко не у всех заемщиков там есть аккаунт. Чем шире будут распространены опции получения различных сервисов через «Госуслуги», тем легче МФО будет работать.

Бывает, что люди часто используют фиктивные справки с работы о своей занятости и доходах, а это сложнее выявить, чем поддельный паспорт. Вообще в борьбе с мошенниками хорошо помогает черный список заемщиков, и в нашей компании такой список ведется. Людям, которые в него попадают, мы отказываем в займе.

Полагаю, что с переклейкой паспортов нужно бороться именно правоохранительным органам. Необходимо сделать реагирование на утерю паспорта и изменение баз данных действующих паспортов более оперативным, уменьшить срок попадания информации об утерянном паспорте с двух недель до нескольких дней.

Записал Георгий Демидов

Все комментарии эксперта

© 2018 «ИнМФО»Для лиц старше 18 лет

Карта сайта

X