Финансовая грамота сложна

10 июля 2018

Финансовая грамота сложна

Результаты опроса, который Фонд «Общественное мнение» (ФОМ) провел совместно с «Сообществом профессионалов финансового рынка «САПФИР» (Ассоциации «САПФИР») презентовал весной в Подмосковье на IV Всероссийском конгрессе волонтёров финансового просвещения, обнажили сложности с восприятием финансовой информации у граждан.

Более 60% респондентов самой сложной считают тему инвестирования, 49% отмечали трудности с усвоением информации о том, как защитить свои права и как возвратить налоги, 39% отметили как сложную тему об устройстве финансовой системы страны.

Эти цифры порталу ИНМФО комментирует Людмила Преснякова, кандидат политических наук, директор проекта «Финплейс».

- В чем причина сложностей понимания гражданами этой информации? Язык финансовой отрасли, методики расчетов, или что-то другое?

- В проведенном исследовании речь идет о том, какие темы сложны для восприятия с точки зрения тех, кто эту информацию дает населению – то есть, с точки зрения волонтеров финансового просвещения. При этом сложность может варьироваться в зависимости от темы.

Тема инвестирования – комплексная, в нее входит сразу много разных сюжетов, и это отчасти влечет трудности в ее восприятии. В какие инструменты инвестировать, как эти инструменты между собой различаются, какие у каждого есть нюансы, когда и на какой период в какой инструмент входить – сразу много вопросов. И на каждый существует много разных ответов. То есть, первая причина – в комплексности самой темы, обилии «подтем» внутри нее.

Большая проблема, разумеется, и с расчетами – умение рассчитывать проценты, особенно сложные – это одно из самых слабых мест в уровне финансовой грамотности населения. Защита прав – тоже тема комплексная, и в ней тоже большие объемы разноплановой информации, которую необходимо донести до неподготовленных людей.

Тема с возвратом налогов – специфическая, она касается далеко не каждого, при этом в ней есть много своих  трудностей, связанных с заполнением документов.

Ну а тема устройства финансовой системы страны – многоплановая, и сложность задается не только количеством аспектов, но и «пересечениями» с юридическими, экономическими, политическими сюжетами. Таким образом, в топе по сложности для населения оказываются действительно сложные, комплексные темы.

При этом эффекта специфики языка отрасли также никто не отменяет – информацию по теме финансов действительно нужно «переводить» на язык обывателя, использовать простые примеры, разъяснения и т.д.

Что касается тем по МСБ – предприниматели не очень сильно отличаются от обычных граждан в сфере финансовой грамотности. При этом темы, с которыми они сталкиваются, на порядок сложней, чем у обывателя. Поэтому тут тоже многие волонтеры указывали все эти темы как сложные. Какая-то часть – это новые явления (например, краудфандинг), какая-то часть (скачки валют) – сложные макроэкономические сюжеты, по которым самому преподавателю-волонтеру надо быть хорошо «подкованным», а какая-то часть – слишком специфические (факторинг, к примеру).

- Что с этим делать: упрощать информацию или начинать финобразование с детства?

- Тут нужно не столько упрощать информацию и делать ее более доступной для обывателей, сколько делать ее более «таргетированной»: точечно и нацеленной на свой тип аудитории. Люди различаются по возможностям и особенностям восприятия информации по теме финансов, и вот эти различия и надо учитывать при подаче материала. Одним будет понятнее информация в форме комиксов, картинок, другим – тексты и статьи, третьим – набор формул, четвертым – видеоролик. Информация должна быть оформлена «адресно». Надо учитывать специфику аудитории и подстраивать оформление и уровень подачи информации под эту специфику.

Кроме того, необходимо расширять форматы. Не только формат образовательного мероприятия, но и игровые форматы (в них легче усваивается информация), видео, интерактивы и т.п. Наконец, важно не просто подавать информацию в режиме от эксперта, гуру – к обывателю, важно организовывать обучение навыкам и обмен информацией «на равных», от обычного человека к обычному. В этом плане как раз волонтеры – это очень хороший канал такого «горизонтального» механизма распространения навыков рационального финансового поведения. Ну и, конечно, финансовую грамотность следует преподавать с детства, особенно развивать навыки расчетов.

- В любом случае, чтобы объяснить что-то человеку неподготовленному, приходится финансовую информацию  «переводить» на понятный обывателю язык. И вот здесь какие сложности у волонтеров могут возникать?

- Такой вопрос лучше адресовать самим волонтерам, им лучше видны проблемы адаптации.

Со стороны можно предположить, что не всегда у волонтёров достаточно информации о сегментации их аудиторий, не все владеют разными форматами подачи информации (но многие, кстати, готовы им обучаться), может не хватать информации по определенной теме.

Существует еще одна проблема, о которой умолчать нельзя: тема финансовой грамотности несколько дискредитирована недобросовестными поставщиками финансовых услуг, которые под видом повышения финграмотности пытаются продавать свои услуги, что вызывает у людей недоверие к этой тематике.

Наконец, людей зачастую сложно замотивировать и убедить в том, что им нужна такая информация – кто-то чересчур самоуверен относительно своего уровня финграмотности, кто-то не понимает, как эта информация может ему помочь. Последнее особенно характерно для малообеспеченных людей, которым кажется, что если у них нет денег, то незачем и узнавать о том, как их сохранить и приумножить.

Беcедовала Елена Коротина, Краснодар

Все комментарии эксперта

© 2018 «ИнМФО»Для лиц старше 18 лет

Карта сайта

X