МФО и малый бизнес: без господдержки не партнеры

17 июля 2018

МФО и малый бизнес: без господдержки не партнеры

Центробанк объявил финансирование малого и среднего бизнеса одним из приоритетов развития рынка микрофинансирования. При этом подавляющее большинство таких МФО – некоммерческие фонды поддержки предпринимательства, в капитале которых есть доля регионального или муниципального участия. Всего в начале 2018 года займы малому и среднему бизнесу выдавали 380 из 2271 МФО. Достаточны ли меры регулятора по стимулированию коммерческих МФО к участию в госпрограммах поддержки МСП и как можно заинтересовать МФО кредитовать предпринимателей?

Александр Орехов, заместитель председателя правления финансового магазина «Боггат»: «Для поддержки МСП регулятору пора создать централизованный единый механизм фондирования МФО и обеспечить к нему доступ всех участников микрофинансового рынка по понятным и прозрачным правилам».

- Не нужно убеждать и тем более заставлять МФО кредитовать МСП, - уверен Александр Орехов. - Обязать каждую МФО иметь в портфеле 5-10% в пользу активов МСП невозможно. Не все МФО к этому готовы, поскольку работа с МСП – специфическая область, требующая специальных знаний, навыков и компетенций (оценка бизнеса, финансово-экономический анализ, риск-менеджмент и так далее).

Это не основной профиль работы большинства МФО. Есть МФО, которые специализируются на финансировании МСП, но их очень мало. Чаще возникают ситуации, когда субъекты МСП финансируются МФО посредством выдачи займов физическим лицам, которые направляют эти деньги на развитие собственного бизнеса. Как показывает мой опыт работы в МФО, процент таких заемщиков может доходить до 20-30% в портфеле, в зависимости от региона и сезонности.

Преимущественно это представители малых строительных компаний, торговля в сегменте B2B или розничная торговля. Реже сфера услуг. Такое происходит естественным образом в ситуации, когда банки отказывают в кредитовании им как юридическим лицам. В этом случае люди обращаются в МФО уже в статусе «физиков». Так что МФО в реальности способствуют увеличению доли предпринимателей среди своих клиентов.

Более того, число обращений МСП к кредитным ресурсам МФО увеличится, если на рынке появятся привлекательные условии кредитования. Это реально обеспечить, если предоставить этим организациям доступ к централизованному единому механизму фондирования. Банку России однозначно пора задуматься и создать такой механизм, обеспечить к нему доступ всех участников микрофинансового рынка по понятным и прозрачным правилам. Подобные механизмы есть в распоряжении коммерческих банков. Они всегда могут получить финансирование напрямую у Центробанка под приемлемую ставку и направить их на развитие рынка.

Для МФО подобный механизм регулятор пока не создал, и это неправильно. Ведь, с одной стороны, МФО, как и банки, поднадзорны Банку России. То есть, для них действуют требования по ограничению процентной ставки ПСК, они обязаны выполнять нормативы регулятора, создавать резервы, приводить к единому стандарту отчетность и так далее.

Почему же тогда базовые стандартны для МФО внедрять нужно, регулировать отрасль нужно, а поддерживать их фондирование – нет? Как говорится, денег нет, но вы держитесь!

МФО сами потянутся к кредитованию МСП, когда у них будут ресурсы на развитие данного сегмента бизнеса. А для этого нужна качественная поддержка регулятора. В этом скрыт пока неиспользуемый огромный потенциал рынка. Надежда на финансирование МСП только через коммерческие банки в наших реалиях несостоятельна. Банки инертны и консервативны.

Банк России провел анкетирование микрофинансовых организаций, работающих с МСП. Главными проблемами МФО, кредитующих малый бизнес, участники опроса назвали частые изменения в законодательстве, недостаточный объем выделяемых средств, отсутствие специализированных программ поддержки небольших муниципальных фондов (с капитализацией до 30 млн. руб.) и в целом дорогое фондирование.

В связи с этим участники анкетирования предложили регулятору поддерживать микрофинансовые организации (МФО), выдающие займы представителям малого и среднего предпринимательства (МСП), сохранить для них доступ к бюджетному финансированию, сделать привлекательными для инвесторов, а также дать возможность использовать различные инструменты государственной поддержки субъектов МСП.

Елена Коротина, Краснодар

Все комментарии эксперта

© 2018 «ИнМФО»Для лиц старше 18 лет

Карта сайта

X