МФО получат доступ к базе «Стоп! Мошенник!»

01 июня 2018

МФО получат доступ к базе «Стоп! Мошенник!»

Обратная сторона развития технологий в том, что мошенники постепенно перешли в интернет-пространство. В первую очередь, в такой ситуации страдают сервисы, предоставляющие прямой доступ к деньгам, среди которых одними из самых уязвимых являются микрофинансовые организации. 

При этом, нужно понимать, что человек, чьи паспортные данные использованы мошенником — является не мошенником, а жертвой. Но это не снимает проблему выявления скомпрометированных данных и остановки выдачи займов людям, чьи данные скомпрометированы. Саморегулируемая организация «МиР» создает инициативную группу для разработки сервиса «Стоп! Мошенник!». Речь идет о формировании единой базы данных о потенциальных мошенниках. О принципах работы нового механизма мы поговорили с заместителем директора СРО «МиР» Андреем Параничем.

Какова цель создания инициативной группы?

Выявление скомпрометированных данных и оперативная остановка выдачи займов людям, чьи данные скомпрометированы. Это в интересах и кредиторов, и этих людей. В идеале — система должна помогать также и выявлять мошенников. И все же это не главная цель, потому что для предъявления человеку обвинений нужны доказательства. Квалифицировать какое-то действие как мошенничество – это работа полиции. Мы же создаем систему, которая будет хранить скомпрометированные данные.

По каким критериям будет определяться, что персональные данные потенциального заемщика скомпрометированы? Кто их разработал?

Нам еще только предстоит договориться о том, на каких основаниях будет приниматься решение о передаче данных в систему. Но если человек находится в базе данных, это еще не говорит о том, что он мошенник, это значит, что при поступлении заявки от этого человека в какую-либо МФО, к ее проверке нужно отнестись более внимательно . Чем более серьезный повод для внесения в базу, тем большее внимание нужно уделить проверке этих данных. Человек, у которого украли паспорт, мошеннические действия совершать не собирался. Он сам может обратиться за займом, и нельзя допустить, чтобы человек получил «черную метку», которая, по сути, станет барьером для добросовестного заемщика в получении займа.

Если это тот человек, у которого украли паспорт, , добросовестный заемщик, то на стадии проверки это будет выявлено и человек получит заем без каких-либо проблем.

Каким образом будет обрабатываться информация о заемщиках, передаваемая в систему?

Еще одна проблема, с которой мы сталкиваемся при реализации проекта – это то, что мы не имеем права создать какую-то базу данных, куда мы сложим паспортные данные и другую личную информацию о заемщике, потому что есть закон о защите персональных данных, запрещающий раскрывать персональные данные без согласия человека. Поэтому персональные данные с помощью стандартного механизма хеширования, мы превращаем их в некий набор букв и цифр, из которых восстановить исходные данные невозможно. В базе данных хранится именно эта последовательность букв и цифр и это снимает вопрос раскрытия персональных данных и, соответственно, вопрос согласия заемщика на использование этих данных. Пользователи будут сравнивать хеш из данных, предоставленных заемщиком в заявке на получение займа, с хешом, хранящимся в системе, и таким образом выявлять потенциальное мошенничество на ранних стадиях. Для наглядности возьмем реальный кейс. В течение дня в компанию приходит 5 заявок от разных людей. 5 разных паспортов с разными паспортными данными, но при этом, на всех этих паспортах одна и та же фотография. Мы можем сделать однозначный вывод, что данные, отраженные в этих заявках, скомпрометированы и занести их в базу данных. Если мошенники направят заявки с этими же данными не в одну, а сразу в несколько организаций, то те МФО, которые имеют доступ к системе, смогут узнать, что данные были скомпрометированы и провести более тщательную проверку поданных заявок.

Эта создаваемая сейчас база данных будет актуальна только для рынка микрофинансирования или же банки тоже смогут получить к ней доступ?

Пока для банков это не актуально, ведь сотрудник банка для того, чтобы открыть счет, должен сначала увидеть человека. Поэтому сейчас эта система актуальна, в первую очередь, для МФО. Тем не менее, банки двигаются в сторону онлайн-обслуживания и, возможно, что в какой-то момент эта услуга будет актуальна и для них.

Доступ к этой БД будет свободным? Сроки реализации? Какие сложности на этом пути Вы прогнозируете и как собираетесь их преодолеть?

Мы рассчитываем через пару недель выйти в тестовый режим. Это значит, что мы подключим несколько организаций и будем пробовать, удается ли оперативно распознавать скомпрометированные данные. Для следующего шага нужно согласие крупных участников рынка подключиться к системе, после чего мы сможем подключать уже всех остальных желающих.

Беседовала Виолетта Рябова

Все комментарии эксперта

© 2018 «ИнМФО»Для лиц старше 18 лет

Карта сайта

X