Займы с умом

29 января 2018

Займы с умом

Юлия Зиберт, руководитель проекта «Микрокредиты России», рассказала об осознанном потреблении микрофинансовых услуг

Клиенты микрофинансовых компаний упрекают участников рынка в излишней агрессии – как на этапе рекламы своих продуктов, так и на стадии взыскания просроченной задолженности. При этом все мы понимаем, что нередко клиенты берут займы спонтанно и необдуманно. Деньги нужны здесь и сейчас, а как потом расплачиваться по займам, которых может накопиться с десяток – это не столь важно.

Редакция Inmfo.ru обратилась за комментариями относительно перспектив повышения финансовой грамотности к Юлии Зиберт, руководителю проекта «Микрокредиты России», одному из наиболее авторитетных экспертов на рынке микрофинансирования.

Юлия Зиберт рассказывает, что в последние годы люди стали чуть больше разбираться в том, какие компании работают на рынке микрофинансирования легально. И чем они отличаются о пресловутых «черных» кредиторов.

«Это заслуга спикеров микрофинансовых компаний, СРО микрофинансового рынка, представителей Банка России, - убеждена Юлия Зиберт. - В течение 2017 года было много публикаций и выступлений на темы включения компаний в реестр ЦБ, «чистки» реестра, разделения рынка на МФК и МКК, повышения безопасности рынка частных инвестиций в МФО. Словосочетание «черные кредиторы» обрело в глазах потребителя четкий смысл – это кредитор без номера в реестре, работающий на рынке без соблюдения правил и норм, стандартов деятельности».

Но говорить о том, что все заемщики и инвесторы МФО стали разбираться в тонкостях продуктов МФО - пока не приходится. Труднее всего с оценкой собственных финансовых возможностей на этапе оформления займа. Берут иногда лишь бы взять без конкретной цели.

Юлия Зиберт рассказывает: довольно высок процент тех, кого МФО называют потребителями «айпад-гречка». Это когда на кредитные средства покупается дорогостоящий гаджет, а потом вся зарплата уходит на погашение займа. Эти люди часто выходят на просрочку.

- Юлия, насколько, с Вашей точки зрения, остро стоит эта проблема финансовой грамотности населения в свете последних законодательных изменений? Кажется, «гайки» закручены до предела.

- Просвещение – это отлично. Если сам потребитель способен отличить черное от белого, то и законов потребуется меньше. Законодатель все время пытается оградить потребителей от разного рода опасностей. С одной стороны, это похвально, с другой – не переборщить бы. А то иногда создается ощущение, что регулятор подозревает большинство людей в слабоумии. Посмотрите на рынок: МФО уже сейчас зарегулированы до предела.

Базовым стандартом определено, сколько займов в течение одного года можно выдать в одни руки, как общаться с клиентом, как должен выглядеть договор займа, какова должна быть ПСК (полная стоимость кредита) и так далее. При этом законодательные новации сыплются одна за другой. Я не знаю ни одного рынка, где они были бы такими частыми и такими радикальными.

При этом вопрос с нелегалами так и не решен, ведь разговор о лишении их судебной защиты и введении уголовной ответственности остался пока лишь разговором. И в итоге на легальном рынке работает примерно 2 000 «белых» компаний, правила игры которых четко определены, но в параллельной реальности усердно трудятся 1500 теневых игроков, которым закон не писан.

- Достаточны ли с Вашей точки зрения усилия, прилагаемые и регулятором, и участниками рынка для просвещения граждан в части финансовой грамотности?

- Что касается непосредственно повышения финансовой грамотности, то каждая финансовая компания, на мой взгляд, должна быть бойцом невидимого фронта – информационного фронта! Нужны не только рекламные статьи, но и дельные советы заемщикам и инвесторам МФО.

На сайтах же, чаще всего, только продуктовые предложения и нет по-настоящему полезного контента. Я давно предлагаю создать единый информационный центр микрофинансового рынка на базе всех трех СРО. С представительствами в регионах. Тогда можно было бы ставить планы по реабилитации имиджа отрасли, уделять внимание региональным СМИ, которые нередко в отсутствии качественных спикеров пересказывают прежние мифы и страшилки.

 

Олег Федорченко

Все комментарии эксперта

© 2018 «ИнМФО»Для лиц старше 18 лет

Карта сайта

X