Экономика России на распутье

25 мая 2016

Экономика России на распутье

Сегодня в Москве пройдет заседание президиума экономического совета при президенте России, на котором может быть сформулирована программа экономического развития страны на ближайшие годы, а то и десятилетия. 

Главе государства предстоит выбрать один из двух путей развития: жесткая кредитно-денежная политика, нацеленная на структурные реформы и снижение инфляции до 3-4%, либо стимулирование экономики обширными денежными вливаниями, не обращая внимания на инфляционные последствия. Проще говоря, первый подход ставит во главу угла структурные реформы и снижение инфляции до такого уровня, чтобы частные инвестиции стали драйвером роста экономики на долгие годы. Другой подход ориентирован на максимально быстрый экономический рывок за счет государственных инвестиций из эмиссионных источников. Идеологами первого варианта развития экономики являются: экс-министр финансов Алексей Кудрин. На позиции эмиссионного стимулирования экономики стоят представители так называемого Столыпинского клуба, которых представляет финансовый омбудсмен Борис Титов. Кроме того, «рыночники» считают, что для запуска экономики нужен разбег и серьезная подготовка, на которую потребуется 3-4 года, «государственники» настаивают на том, что экономика и так готова к рывку, надо просто влить туда много дешевых и длинных денег, и все заработает как надо.

Не секрет, что Россия сейчас практически отрезана от внешних источников финансирования, и как долго это продлится, никто не знает. Квазиполитические риски, бюрократические препоны, давление силовиков и чиновников на бизнес не стимулируют наших инвесторов вкладываться в новые проекты, отмечает Наталья Акиндинова из Центра развития ВШЭ. По ее мнению, нужны серьезные структурные реформы и совершенствования механизмов конвертации сбережений не только предприятий, но и граждан в инвестиции. В свою очередь, Антон Краско из MFX Broker подчеркивает, что необходимо всячески сохранять независимость Центробанка, при проведении любой денежно-кредитной политики. Правительство может предлагать любые меры стимулирования экономики, а регулятор должен иметь право поддержать их своими ресурсами или нет. Только тогда, по мнению эксперта, такие меры будут эффективными. При этом, по его словам, надо всячески избегать новой  волны огосударствления  частной собственности, к чему сейчас активно призывают некоторые политики и чиновники.

Дмитрий Эдерман из аналитического центра Theta Trading уверен, что государственные инвестиции, даже имеющие эмиссионную природу, могли бы влить новую жизнь в малый и средний бизнес, который испытывает серьезный дефицит средств на развитие. Однако, по его мнению, до сих пор не создан эффективный механизм доведения денег непосредственно до экономических субъектов, тут у нас одни проблемы. Они как были, так и остаются. А экономист Илья Бутурлин отмечает, что сейчас остаются проблемы с контролем над распределением бюджетных средств и если резко увеличить финансирование экономики, транзакционные потери могут оказаться слишком велики. Крупные госбанки всячески саботируют работу с малым и средним бизнесом и тут, по его мнению, надо создавать новые финансовые институты, возможно, на основе крупных МФО, которые сейчас специализируются на кредитовании МСБ.

Сейчас ЦБ не может напрямую кредитовать частный бизнес и инвестиционные проекты, как бы привлекательно это не выглядело на первый взгляд, напоминает Максим Васин из Национального рейтингового агентства. По его словам, для этого существует Банк развития (ВЭБ). Однако сейчас он находится в тяжелой финансовой ситуации и занят расчисткой собственного баланса от плохих долгов. В тоже время, считает эксперт, ЦБ может запустить механизм выкупа с рынка корпоративных облигаций, некий аналог политики количественного смягчения ФРС США и ЕЦБ. Но тут остается опасность коррупционной составляющей. 

Сейчас критически важно, чтобы предприятия инновационной экономики и агропромышленного комплекса получили доступ к длинным и недорогим денежным ресурсам, указывает депутат Госдумы Владимир Гутенев. Как, к примеру, у наших китайских партнеров. Там это возможно под 6-7% годовых. А контроль можно осуществить по аналогии с финансированием гособоронзаказа, через спецсчета уполномоченных банков. Этот механизм, по его словам, показал свою эффективность.

 Но как бы ни было, перед Владимиром Путиным сейчас стоит непростой выбор, который надолго определит направление движения российской экономики и инвестиционный климат в стране. Будет ли у нас и дальше снижаться инфляция и стабильный рубль, или же нас ждет инфляционный всплеск и ослабление национальной валюты. Скорее всего, никакого окончательного решения сегодня приято не будет, а продолжится некий поиск компромисса между достаточно болезненными и непопулярными реформами и вливанием дешевых денег в экономику. К чему это все приведет каждый из россиян рано или поздно почувствует на своем кошельке, и тогда уже сможет по достоинству оценить. 

© 2017 «ИнМФО»Для лиц старше 18 лет

Продвижение сайтов – iSEO.ru

Разработка портала — www.seotemple.ruSeoTemple

Карта сайта

X