Есть ли в Сибири инвестиции в МФО

13 июня 2018

Есть ли в Сибири инвестиции в МФО

Большинство микрофинансовых компаний зарегистрированы в столицах, региональных игроков значительно меньше. Очевидно, что их бизнес строится иначе, и было бы интересно узнать, за счет чего им удается не только сохранять свои позиции и развиваться. В чем специфика регионального бизнеса МФО и кто является его клиентами, рассказывает генеральный директор МФК «ГринМани» Андрей Луцык.

- Большинство российских микрофинансовых компаний зарегистрированы в Москве и Санкт-Петербурге, региональных игроков очень мало. В чем, на ваш взгляд, причины такой ситуации?

- На наш взгляд, причин этому несколько. Основная из них заключается в высоком пороге входа на рынок. Как известно, регулятор разделил микрофинансовые организации на микрофинансовые и микрокредитные компании. Их отличие в том, что первая имеет право принимать от населения инвестиции, а вторая нет. В целях защиты интересов инвесторов, Банк России установил такое ограничение: для получения статуса микрофинансовой компании одним из основных требований является наличие собственных средств в размере не менее 70 миллионов рублей. Для региональных компаний эта сумма является весьма существенной.

Есть и вторая причина. Ни для кого не секрет, что микрофинансовые компании - это высокотехнологичный бизнес, в котором квалифицированные кадры играют огромную роль. Москва и Санкт-Петербург предоставляют хорошие возможности по набору необходимого персонала. И наконец, стоит отметить, что на рынке присутствуют иностранные компании, которые для открытия в России главного офиса естественно выбирают деловые центры страны. 

- Есть ли у региональных микрофинансовых компаний преимущества перед структурами федерального масштаба и если есть, то какие?
- Безусловно, преимущества есть, и они касаются, в первую очередь, экономии на издержках. Во-первых, это разница в заработной плате, которая может отличаться в два и более раз, а во-вторых, это также более низкие ставки аренды для бэк-офиса.

- Как вы отметили, крупнейшие федеральные микрофинансовые компании располагают большим объёмом финансовых ресурсов, чем региональные. Что позволяет последним, и конкретно МФК «ГринМани», не только сохранять свои позиции на рынке, но и развиваться?
- Если говорить непосредственно о компании «ГринМани», то уже само получение статуса микрофинансовой компании стало позитивным моментом. Из-за того, что после категоризации микрофинансовых организаций сузился круг компаний, имеющих право привлекать инвестиции по договорам займа, интерес к нашей компании со стороны инвестором вырос. В настоящее время показываем хороший рост объемов выдачи займов.

- Различаются ли рыночные стратегии федеральных и региональных микрофинансовых компаний, с чем связаны перспективы развития последних?
- Если не брать в расчет то, что компании занимают разные ниши и работают с различными видами займов, безусловно, практически все микрофинансовые компании имеют амбиции развития бизнеса как минимум федерального масштаба, а многие уже имеют международный опыт. Не является исключением и «ГринМани». Одновременно с укреплением наших позиций на рынке России, мы смотрим на рынок Европы и Азии, и в настоящее время изучаем возможности выхода в другие страны.

- Высока ли конкуренция за привлечение частных сбережений на микрофинансовом рынке Сибири?
- Выход микрофинансового бизнеса в онлайн во многом стирает географические границы. Сейчас основная часть инвесторов МФК «ГринМани»  - это не жители Сибири. В этой связи мы не разделяем инвесторов по географическому признаку и не чувствуем региональной конкуренции – есть смысл говорить об общерыночной конкуренции. В целом она не слишком высока, что позволяет нам привлекать необходимую ликвидность в объемах, достаточных для стабильного роста.

- Кто они - основные игроки рынка микрофинансовых инвестиционных услуг в Сибири? Стабилен ли этот список или он меняется?
- Основными нашими конкурентами на рынке заимствований выступают крупные микрофинансовые компании, как правило, расположенные в европейской части России.

- В какой степени спрос на инвестиционные услуги микрофинансовых компаний сосредоточен в столицах сибирских регионов и существует ли он в населенных пунктах помельче?
- Безусловно, существует большое количество потенциальных инвесторов, проживающих в Сибирском регионе. Однако на данный момент инвестиции в микрофинансовые компании даже среди жителей крупных городов Сибири не получило широкого распространения, не говоря о населенных пунктах помельче. Причин тому несколько. Низкая финансовая грамотность и не слишком приятный образ микрофинансового рынка, сформированный в предыдущий период, не способствуют увеличению популярности этому объективно весьма доходному виду инвестиций.

Беседовала Полина Путякова, Пермь

© 2018 «ИнМФО»Для лиц старше 18 лет

Карта сайта

X