Административный ресурс дисциплинирует МФО юга России

15 февраля 2018

Административный ресурс дисциплинирует МФО юга России

Ушедший год внес серьезные коррективы в работу микрофинансовых организаций. Разделение на МФК и МКК, новые правила, веденные Центробанком и новые нормативы, новые стандарты деятельности МФО только усилили процесс вымывания участников с этого рынка.

Не все выдерживают работу в строгих рамках и жестких условиях, свою негативную роль в этом процессе сыграл и экономический кризис, из которого, по оценкам экспертов, экономика уже практически вырулила, но перспективы туманны и источники дешевых и длинных денег ограничены.

В этих условиях крупные столичные МФО активнее поглядывают на регионы: об открытии своих филиалов уже сейчас заботятся большинство из тех, кто остался на рынке.

МФО юга России показали себя как весьма законопослушные и оптимистичные игроки: обошлось без громких скандалов, те, кто остался, гордо маркированы в поисковике Яндекса и состоят в саморегулируемых организациях (СРО), о чем спешат сообщить на своих официальных сайтах (у кого они имеются).

Разумеется, в перспективе нелегалы уйдут с рынка, столкнувшись с «белыми» серьезными конкурентами, которых на январь 2018 года по югу России осталось полторы сотни. Оговорюсь сразу - это только региональные МФО, для полноты картины сюда нужно включить крупные федеральные компании, имеющие и несколько другой размах деятельности и иное позиционирование себя на этом рынке.

Привлекающих же средства для формирования инвестиционного фонда МФК в регионе можно пересчитать по пальцам одной руки, на начало февраля по югу России таких четыре. В основном, конечно, их головные офисы расположены в административных центрах и крупных городах, хотя острую потребность в кредитовании испытывает именно малый бизнес в районах, но это скорее объективная закономерность.

О микрокредитовании малого бизнеса на юге нужно сказать более развернуто, поскольку именно инвестиционная привлекательность всего ЮФО позволяет рассматривать рынок юга как самый перспективный объект для микрофинансовых и микрокредитных организаций.

Юг России никогда не был обделен ресурсами, и даже кризис не смог подорвать желание граждан и бизнеса развиваться именно в рамках правового поля.

Ужесточение требований к МФО, по оценкам экспертов, прежде всего, приветствуются самими игроками, и именно они заинтересованы в повышении прозрачности своей работы и в финансовой грамотности своих клиентов.

Локомотивами микрокредитования малого бизнеса в регионе, в основном, выступают Фонды и Центры, созданные силами административного ресурса в целях развития малого и среднего предпринимательства под соответствующие целевые госпрограммы. Их учредителями выступают комитеты и департаменты администраций. Фонды и микрофинансовые центры являются членами СРО и предоставляют займы как начинающим (ведущих свою деятельность не менее 3-х месяцев с момента регистрации), так и уже давно работающим ИП и компаниям.

По мнению экспертного сообщества, юг России в меньшей степени, нежели другие регионы страны испытывает трудности с фондированием.

Андрей Картушин, Генеральный директор ООО МКК «МОМЕНТО ДЕНЬГИ»:

«Разделение микрофинансовых компаний на МФК и МКК, значительно усложнило фондирование для последних, вне зависимости от территориальной принадлежности. Поэтому, если речь идет именно о фондировании МКК, которых по-прежнему подавляющее количество в реестре, то ситуация, мягко говоря, непростая. МФК же, имея теперь огромное преимущество в виде возможности привлекать деньги от физических лиц, достаточно серьезно понизили ставки по инвестиционным займам по сравнению с 2015-2016 годами.

Тем не менее, рынок микрофинансирования в глазах потенциального инвестора может по-прежнему выглядеть привлекательнее банковских вкладов, которые все так же несравнимы с точки зрения доходности».

В кризис напряженность рынка и трудности фондирования стали для МФК основной проблемой, а дальше можно не сомневаться, что в наступившем году госреестр продолжит сокращаться, но те, кто останутся, приобретут новую целевую аудиторию и серьезно повысят свою репутационную ценность.

Это особенно актуально в свете снижения процентных ставок банков по депозитам граждан: россияне не только занимают деньги у микрофинансовых организаций (МФО), но все чаще, озаботившись повышением доходности своих средств, готовы инвестировать в МФО, пока осторожно, - ожидая высоких процентов. Именно репутация и установленные новыми правилами внешние маркеры легальной деятельности микрофинансовой организации склоняют чашу весов инвестора в ту или иную сторону при принятии решения и выбора МФО для вложения своих средств.

Как рассказала Ирина Полтавская, директор инвестиционного департамента группы компаний «Русмикрофинанс», инвесторы Юга России заинтересованы в сотрудничестве с крупными игроками микрофинансового рынка. Поток частных инвесторов из ЮФО постоянно увеличивается. Мы ожидаем увеличения пула инвесторов из ЮФО до 10% в МФК «ЭВРИКА» (входит в группу компаний «Русмикрофинанс»).

«Рост спроса на инвестиционные продукты МФК объясняется не только повышением прозрачности микрофинансового рынка и увеличением доверия со стороны потенциальных инвесторов, но и падением ставок на рынке банковских вкладов, - отметила Ирина Полтавская. - На сегодняшний день, ставки по инвестиционным продуктам МФК, в среднем, в 2,5 - 3 раза превышают доходность по банковским вкладам, что и обеспечивает высокий спрос со стороны инвесторов из ЮФО, заинтересованных в приумножении капитала».

Елена Коротина, Краснодар

© 2018 «ИнМФО»Для лиц старше 18 лет

Карта сайта

X