Бороться ли изо всех сил за автоматизацию работы МФО?

19 марта 2018

Бороться ли изо всех сил за автоматизацию работы МФО?

Есть мнение, что МФО должны быть на острие ИТ-технологий и максимально автоматизировать все свои процессы. Но в противовес этому мнению есть и другое - не стоит тратить, например, 3 млн рублей, чтобы повысить доходность портфеля всего на 5%

Стоит ли автоматизировать в работе МФО все, или подождать, когда нужная тебе разработка появится у конкурентов, взять ее и адаптировать под свои нужды – обсуждению этих вопросов была посвящена отдельная панельная дискуссия на 3-ем микрофинансовом форуме MFO Summit Russia 16 марта 2018 года.

В Латвии максимальная процентная ставка по микрозайму – 0,5% в день, при этом если заtм выдается на срок более 2 недель, то ставка падает до 0,25% в день. При этом в стране не возникает вопроса – является ли микрофинансирование прибыльным бизнесом? Почему так? Все просто: в Латвии работают всего 26 компаний, и их число постоянно растет. Об этом рассказал Дмитрий Буздин, бывший архитектор ИТ-систем компании 4Finance. Он отметил, что в Латвии он-лайн МФО не может работать без применения облачных сервисов.

Андрей Пономарев, генеральный директор компании Webbankir, сообщил, что 96% работы этого МФО по принятию решения о выдаче займа автоматизировано. Почти 70% запросов обрабатывается автоматически, и лишь 30% - живыми людьми. Но люди в колл-центре отрабатывают не входящие звонки, а исходящие, когда оператор компании понимает, что клиент не может коммуницировать с компанией в режиме онлайн. При этом доля фрода в онлайн-компаниях, выдающих займы, традиционно высока. Однако фрод формируется не за счет социального положения клиента, а за счет мошеннических действий. Поэтому компания Webbankir до конца марта 2018 года намерена внедрить технологию сравнения лица клиента в паспорте и селфи, сделанном после сканирования фотографии клиента в паспорте. Реализовано это решение, чтобы минимизировать использование поддельных, украденных и потерянных паспортов.

Максим Кириенко, генеральный директор группы компаний «Сберзайм», заявил, что в налоговой службе можно получить информацию обо всех открытых расчетных счетах должника – физического лица - по всей стране. Правда, для такого запроса нужно решение суда и наличие на руках у компании исполнительного листа. Практически у всех должников есть счета в Сбербанке, затем следует Альфа-банк как крупный держатель зарплатных проектов. «И сейчас 63% поступлений по исполнительным листам у нас приходит непосредственно от банков», - заявил Кириенко.

Игорь Киселев, президент финансового холдинга «Сфера», спросил у Максима Кириенко – почему бы не наладить взаимодействие со службой судебных приставов, а не задействовать своих сотрудников? На это Кириенко сказал, что в службе приставов открыто заявили ему, что им проще ответить на жалобу, чем идти к должнику. Из зала позицию Максима Кириенко поддержали, и добавили, что для МФО еще полезно организовать общение с Пенсионным фондом России – по названию компании, которая перечисляет взносы за работника, можно выйти на работодателя должника и попытаться воздействовать на человек через его работу.

Игорь Киселев отметил, что не все люди умеют работать на фондовом рынке, хотя сегодня реально заработать на рынке гособлигаций до 15% годовых, а в банках можно получить до 8% годовых максимум. Поэтому люди инвестируют свои средства в рынок МФО. Он считает, что самая комфортная ставка на рынке микрофинансирования – это 1% в месяц, то есть 12% годовых. И все компании рынка МФО рано или поздно придут именно к этой ставке. Потому что когда ставка высока, то люди считают, что микрофинансирование – это пирамида.

Киселева на форуме интересовал вопрос о том, как компании сглаживают всплески нехватки ликвидности, потому что инвесторы то несут свои деньги в МФК, то срочно стремятся их изъять. На этот вопрос ответила Марина Смирных, генеральный директор компании «Джой Мани». Марина рассказала: когда не хватает денег, то МФО просто снижает выдачу новых займов. Но ненадолго.

Катерина Виноходова, директор по клиентскому сервису исследовательской компании «Юздеск», рассказала, что ее компания провела исследование сайтов 100 онлайн-МФО. И только на 27 сайтах есть онлайн-чат, а страница в Фейсбуке указана на 30 сайтах. Форма обратной связи тоже есть далеко не везде. В онлайн-чате сотруднику агентства, который попытался взять заем, ответили 70% опрошенных сервисов, а по вот почте - лишь половина компаний.

Как быстро отвечают компании? Половина компаний – в течение минуты. В почте лучшее время ответа – 3 минуты, есть и ответы, которые приходят в течение 14 часов.

Ксения Сальникова, операционный директор компании «Капитоль кредит», отметила, что компания выдает довольно большие займы – до 600 тыс. рублей, под залог недвижимости. Компания отслеживает выполнение плана продаж в режиме реального времени, и следит, выполняется ли план продаж ежедневно, а не раз в месяц.

Поэтому зарплата всех сотрудников разделена на три части – небольшой твердый оклад, мягкий оклад, завязанный на выполнение KPI, и бонусная часть, которая выплачивается только в том случае, если план выполнен на 100%.

Однако для введения такой системы нужно сначала правильно выстроить работу маркетинга, чтобы у компании был входящий трафик обращений за займами.

Георгий Демидов

© 2018 «ИнМФО»Для лиц старше 18 лет

Карта сайта

X