Четверть населения России ставит подпись на кредитном договоре, не вникая в него

06 августа 2018

Четверть населения России ставит подпись на кредитном договоре, не вникая в него

Популярные оправдание невозврата займа, полученного в МФО – неплатежеспособность человека из-за внезапно возникших обстоятельств. Среди прочих причин  - экономический кризис, болезнь, потеря работы, снижение заработков, развод и прочее.

Почти половина - 46% - респондентов, опрошенных лабораторией экономикосоциологических исследований НИУ ВШЭ, на основе опроса 1600 респондентов, признались в своей финансовой неграмотности. Об этом заявила, выступая на Первой всероссийской конференции по рефинансированию кредитов и займов, проходившей 27-28 июля 2018 года в Калининграде, заместитель руководителя Ассоциации «Сообщество профессионалов финансового рынка» (САПФИР) Татьяна Исаева.

Конференция была организована компанией Рефинансируй.рф (входит в группу компаний "Русмикрофинанс").

По словам Татьяны Исаевой, более половины жителей России не ведут письменного учета доходов и расходов семейного бюджета. А почти каждому десятому точно не известно, сколько денег поступило и будет потрачено в течение месяца.

Почти каждый десятый, подписывающий финансовые договоры, полагается на авось, то есть подписывает их, не читая вообще. Таких среди опрошенных набралось 9%. Четвертая часть - 26% - читают, но ставят подпись вне зависимости от понимания.

Читали договор, уточняли, получали консультации – 25 процентов опрошенных. Согласно выводам мониторинга, в России финансово грамотны в большей степени люди с высоким уровнем дохода, в возрасте 36-45 лет, выпускники высших учебных заведений, а также жители крупных городов - с населением от 500 тысяч человек, отметила Татьяна Исаева.

Исследование, проведенное Национальной Ассоциацией финансового рынка (НАФИ) совместно с Российским микрофинансовым центром - РМЦ и Фондом Citi, в начале 2018 года, свидетельствует, что почти половина россиян хотели бы повысить уровень своей финансовой грамотности. При планировании стратегии развития 82% финансовых организаций учитывают уровень финансовой грамотности населения.

В сентябре 2017 года правительством России утверждена «Стратегия повышения финансовой грамотности», которая определяет основные направления государственной политики в области повышения финансовой грамотности на среднесрочный период.

Стратегией, в частности, предусматриваются расширение охвата и качества финансового образования и информирования граждан в этой области, обеспечение необходимой институциональной базы и методических ресурсов, разработка механизмов взаимодействия государства и общества, обеспечивающих повышение финансовой грамотности граждан. В том числе - в части информирования о правах потребителей финансовых услуг и способах их защиты, формирования социально ответственного поведения участников финансового рынка.

При этом наши граждане не всегда понимают, что по кредитам и займам платить все равно придется. Выступая на экспертном совете по финансовой грамотности при Банке России, Анатолий Гавриленко, основатель группы компаний «Алор» и вообще один из самых известных людей на фондовом рынке, сказал так: «Надо учитывать опыт государственного патернализма, который был при советской власти. Люди привыкли, что государство думает за них больше, чем они сами. Это сильно меняет сознание человека и затрудняет понимание им ответственности за свои действия на финансовом рынке».

Всероссийский опрос НАФИ в марте 2018 года показал, что 24% россиян считают допустимым невозврат кредита. Их доля не изменилась по сравнению с прошлым годом. Процент оправдывающих невозврат займов примерно одинаков вне зависимости от того, имеют люди кредитные обязательства или нет.

41% опрошенных полагают, что небольшая задержка во внесении платежей по кредиту не страшна. Их доля выросла по сравнению с 2017 годом, когда она оставляла 38%. Популярные оправдание невозврата займа – неплатежеспособность человека из-за внезапно возникших обстоятельств, таких как экономический кризис, болезнь, потеря работы, снижение заработков, развод и т.п. Так считают 34% опрошенных. Каждый четвертый участник опроса (24%), как и в 2015-2017 годах, считает, что нет оправданий для того, чтобы не возвращать кредит, отметила Татьяна Исаева.

Если у заемщика возникают проблемы с погашением долга, то он выходит из контакта с кредитором, обращается к раздолжнителям, жалуется в СРО и регулятору, поднимает «волну» в СМИ. В итоге кредитор недополучает деньги, несет затраты на взыскание и репутационные риски.

А в итоге – плохо всем!

По данным пресс-службы ЦБ, в целом за первое полугодие 2018 года в Банк России поступило более 140 тыс. обращений. Из них более 130 тыс. составили жалобы потребителей финансовых услуг. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество жалоб в первом полугодии 2018 года выросло на 13%. В отношении микрофинансовых организаций поступило более 6 тыс. жалоб, что составляет 4,8% от общего объема всех поступивших за полугодие жалоб.

Большинство представителей финансовых организаций - 78% - считают, что участники финансового рынка должны принять совместную стратегию повышения финансовой грамотности пользователей продуктов и услуг. Представители организаций отметили, что в случае повышения финансовой грамотности населения прибыль компаний и количество клиентов увеличится, а число конфликтных ситуаций с клиентами сократится, сказала Татьяна Исаева.

Записал Георгий Демидов, Калининград

© 2018 «ИнМФО»Для лиц старше 18 лет

Карта сайта

X