Есть ли место микрозаймам в «Маркетплейсе» ЦБ?

06 июня 2018

Есть ли место микрозаймам в «Маркетплейсе» ЦБ?

В ближайшее время Банк России проведет презентацию своего проекта «Маркетплейс». Проект задуман как всеобъемлющий для российского розничного финансового рынка.

Дело добровольное

В апреле Центробанк РФ начал тестирование системы дистанционной продажи финансовых продуктов, более известной под названием «Маркетплейс». Презентация итогов работы прототипа состоится на Международном финансовом конгрессе 7 июня в Петербурге.

В тестовой версии присутствуют только банки (АК Барс, Зенит, Совкомбанк…) и банковские продукты. «Сегодня банки – один из самых жестко регулируемых сегментов финансового рынка. - поясняет советник первого заместителя председателя Банк России Дарья Антонова. - Любые изменения на рынке банковских услуг с точки зрения регуляторики достаточно тяжело проходят. Поэтому мы начинаем с этого сегмента, надеясь изменить что-то к лучшему».

Сначала депозиты, потом облигации, потом полисы и только потом микрозаймы… В планах регулятора стоит задача охватить весь финансовый розничный рынок. В том числе и МФО. Кстати, чиновники рассчитывают, что появление глобальной площадки позволит оставить за бортом всех работающих нелегально микрофинансистов. Напомним, по оценкам регулятора таковых в России насчитывается около 1,3 тыс. юрлиц.

Пока же проект реализуется практически на энтузиазме. «Мы взяли в фокус-группы тех, кто к нам сам пришел, кто имеет сильную идею, и заявил, что готов к изменениям», - уточняет представитель Банка России.

Как подчеркивает специалист, никто не обязан участвовать в начинании, «тем более, если он этого не хочет». «На маркетплейсе клиент сможет купить только тот продукт, который туда выставлен», - поясняет представитель ЦБ.

Иначе говоря, если добросовестная микрофинансовая компания пожелает подключиться к маркетплейсу ЦБ, ей потребуется проявить толику настойчивости и обратиться к регулятору с соответствующим запросом.

Взгляд изнутри

«До конца этого года мы проведем первые реальные сделки», - обещает Дарья Антонова. Впрочем, нынешнее правовое поле не подходит работы новой платформы. И ее официальный запуск будет предварен принятием пакета законодательных изменений.

Как объясняет сотрудник ЦБ, рассуждая о маркетплейсе, нужно различать две сущности. Есть маркетплейс, стихийно складывающийся из инициатив различных участников финансового рынка, и отдельный проект «Маркетплейс», который реализует Банк России.

«С точки зрения регулятора нас интересует то, что обычно интересует регулятора, - говорит Дарья Антонова. - То есть, нормативная база, вся регуляторика, финансовая доступность, обеспечение добросовестной конкуренции…».

Соответственно, маркетплейс регулятора, как экосистема, реализует принцип Plug&Play. В центре размещен цифровой движок. С одной стороны, к платформе подключаются поставщики финансовых продуктов. С другой стороны, к ней подключаются те, кого разработчики называют «витринами». «Это любое приложение, любой сайт, являющиеся «последней милей» до клиента», - уточняет сотрудник Банка России.

Кроме движка важной деталью экосисистемы является регистратор финансовых транзакций-сделок, который будет вести общий реестр всего, что происходит в цифровой среде.

«Если клиент выходит в цифровую среду, у него очень мало формальных доказательств, что он что-то сделал, - комментирует Дарья Антонова. - И если потом возникают вопросы, со скриншотом экрана сложно что-то доказывать». Регистратор же предоставит клиенту возможные доказательства.

Пересчитаем плюсы

От запуска экосистемы в ЦБ ожидают множество преференций для участников рынка. Снижается стоимость «входного билета». Упрощается и ускоряется внедрение новых продуктов без необходимости в воспроизведении всей логистической цепочки. Снижаются требования для предоставления услуги в части отдельных сервисов. «Для клиентов кардинально улучшится финансовая доступность, - обещает Дарья Антонова. - Как в плане географии, так и в сфере временного доступа. Получается так называемый формат 24/7 и нет объективных причин, чтобы финансовые продукты продавались в интернете только с 11-00 до 22-00».

Наконец, повышается уровень конкуренции. «Когда клиент на одной странице может сравнить продукты разных поставщиков, поставщикам приходится что-то предпринимать для привлекательности своего предложения, - рассуждает банковский эксперт. - И здесь уже не играет роли, что он покрыл Москву 10 тыс. офисов, и эти офисы находятся за углом буквально у каждого клиента».

При этом решившим воспользоваться сервисом игрокам не нужно будет закрывать собственные сайты. Просто на их ресурсах добавится кнопка «Войти» или «Купить».

Реестр или «братская могила»?

Можно согласиться, что предложение Банка России будет востребовано многими игроками финансового рынка. Особенно некрупными.

Но остается вопрос, будет ли предложение интересно клиентам? Вспомним печальный пример, когда ЦБ по договоренности с «Яндексом» размещал особые значки на сайтах лицензированных форекс-дилеров. И пользователи в массе своей на эти значки не обращали внимание.

При этом сейчас идет новая волна цифровизации кредитования. «Технологии дешевеют, и все игроки выводят на рынок очень похожие решения с одинаковым функционалом», - отмечает председатель правления Абсолют Банка Татьяна Ушкова.

То есть, именно неординарность интернет-ресурса при более-менее похожих условиях услуг превращаются в значимое конкурентное преимущество. И со стартом удаленной идентификации этот процесс только усилится.

С другой стороны, прогнозирует руководитель аналитического центра консалтинговой компании «Русипотека» Сергей Гордейко, в ближайшие года три в самостоятельные экосистемы вырастут ныне уже работающие онлайн-платформы крупнейших кредитных организаций. То есть, предложение Банка России будет конкурировать с аналогичными проектами.

Игорь Чубаха, Санкт-Петербург

© 2018 «ИнМФО»Для лиц старше 18 лет

Карта сайта

X