Грамотный клиент прав дважды

14 февраля 2018

Грамотный клиент прав дважды

Компании, именующие себя раздолжнителями, антиколлекторами или антибанкирами, как правило, обещают заемщикам МФО полное избавление от долгов.

Некоторые эксперты фиксируют у таких компаний все признаки финансовой пирамиды, но, несмотря на неоднократные предупреждения Центробанка (ЦБ РФ), заемщики на свой страх и риск продолжают прибегать к услугам таких организаций при возникновении трудностей с оплатой долгов. По оценке представителей профессионального сообщества, особенно активны «раздолжнители» в ЮФО.

Что дал потребителю «Базовый стандарт» и как он поможет исключить из взаимоотношений МФО - заемщик нежелательных посредников, действующих часто не только незаконно, но и зачастую откровенно мошеннически?

На этот и другие вопросы ИНМФО ответил Андрей Картушин, генеральный директор МФО "МОМЕНТО ДЕНЬГИ".

- Вступивший в силу 01.07.2017 года «Базовый стандарт защиты прав и интересов физических и юридических лиц – получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих микрофинансовые организации», утвержденного Банком России 22.06.2017 года, дал потребителям финансовых услуг дополнительные инструменты защиты от недобросовестных кредиторов.

Теперь определен круг обязанностей МФО, улучшающих условия оказания финансовых услуг потребителям на различных стадиях оказания услуг (первичное обращение в МФО, заключение договора, по сопровождению договора, взысканию задолженности).

Стандартом установлены правила взаимодействия МФО с получателями финансовых услуг, в том числе определен круг недопустимых практик; установлена обязанность МФО оценивать платежеспособность получателя финансовой услуги с целью защиты потребителя от непосильной долговой нагрузки; определен порядок взаимодействия МФО с получателями финансовых услуг при возникновении задолженности, что дополнило положения Федерального закона от 3 июля 2016 года N 230-ФЗ О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях".

Стандартом установлен порядок фиксации телефонных переговоров и сообщений, и порядок хранения соответствующей информации, что ограждает МФО от применения нарушающих права, интересы не только конкретных потребителей финансовых услуг, но и других граждан (например, звонки третьим лицам с целью взыскания задолженности с применением недопустимых практик взаимодействия).

Стандартом установлен порядок работы с обращениями граждан, сокращены сроки предоставления информации МФО по указанным обращениям, увеличен и конкретизирован перечень предоставляемой в обязательном порядке информации, что даёт потребителям финансовых услуг дополнительные возможности и гарантии при осуществлении защиты своих прав.

Мы понимаем, как важно работать с клиентом уже в момент выдачи займа.

В последний год все чаще наблюдается следующая тенденция: клиент, оказавшись в трудной финансовой ситуации, возможно, имея долги в нескольких финансовых организациях, попав под нарастающее влияние СМИ, пытается исправить свое положение, обратившись к так называемым «раздолжнителям».

Те, в свою очередь, обещают освобождение от всех долгов за сравнительно невысокую плату, но на практике совсем не могут помочь в решении проблем должника, а только сильнее загоняют человека в безнадежное положение, лишая последних денег.

- Как с этим бороться?

Единственный способ – работать с самим клиентом, повышать его финансовую грамотность, принять все меры, чтобы показать, что мы ближе, чем ему кажется и всегда готовы поддержать его. «Раздолжнители» активно пользуются юридической и финансовой неграмотностью населения.

В начале прошлого года мы запустили проект «Грамотный клиент». В каждом офисе при выдаче займа клиенту вместе с основным пакетом документов, выдается памятка, в которой доступным языком на жизненных примерах изложена информация об изменениях в законодательстве и последствиях работы с «раздолжнителями».

Мы уверены, что это перспективное направление и в ближайшем будущем станет одним из самых эффективных.

- Какие внешние маркеры могут стать для потребителя услуг МФО показателем добросовестности и надежности организации?

- Показателями добросовестности и надежности организации для потребителей может служить целый комплекс внешних признаков. В первую очередь, это наличие соответствующего установленным стандартам офиса МФО:

  • наличие вывески при входе в офис, содержащей сведения о наименовании организации, времени работы, адресе места нахождения, сведений о номере регистрации в реестре МФО,
  • наличие необходимого для заключения договора оборудования, наличие в офисе уголка (доски и тп) потребителя с информацией об МФО и оказываемых услугах в обязательном порядке должны находиться «Правила предоставления займов».
  • Работники офиса должны иметь доступные для обозрения клиентов средства визуальной идентификации (бэйджи, таблички с ФИО и должностью работника). Для клиентов на просрочке основными маркерами добросовестности и надежности организации является соблюдение N 230-ФЗ.

Елена Коротина, Краснодар

© 2018 «ИнМФО»Для лиц старше 18 лет

Карта сайта

X