Камень преткновения взыскания – согласие должника на обработку его данных

11 апреля 2018

Камень преткновения взыскания – согласие должника на обработку его данных

Принятый Госдумой закон, который по-простому называют «О коллекторской деятельности» (230-ФЗ) имеет социальный крен - в сторону заемщика, а не кредитора. Поэтому и эффективность взыскания просроченных долгов в финансовой системе после его вступления в силу снизилась. И всем компаниям, занимающимся взысканием, пришлось на ходу перестраивать свою работу и внутренние процедуры. Об этом заявил, выступая на недавнем микрофинансовом форуме, Сергей Шпетер, член совета НАПКА.

Он подчеркнул, что количество обращений в ассоциацию уменьшилось, люди стали лучше читать те документы, которые они подписывают. «Но и мы производим работу по самоочищению своих рядов», - отметил Сергей Шпетер. При этом за истекший год среди обращения в НАПКА и Федеральную службу судебных приставок (ФССП) выросло количество обращений по такой причине, как незаконное взыскание. И рост этот высок - на 50% за время действия закона. Заемщики неправильно читают положения закона, и часто считают, что коллекторы вообще не имею права их тревожить. Из 4 тыс. обращений, которые поступили в ФССП, лишь 800 оказались правомерными.

Есть и другие изменения, которые принес закон. Так, число обещаний заплатить – так называемый «обещанный платеж» - снизилось.

Коснулся Сергей Шпетер и такой тонкой материи, как наличие согласия должника на обработку персональных данных и передачу их третьим лицам. Пока что сложилась такая практика при передаче дел от кредитора к коллекторам. Если при оформлении займа к должнику приходит смска с кодом, который надо ввести в определенном поле онлайн-заявки на заем, и потом в суде предоставляется выписка оператора, подтверждающего, что должник смс получил, то суд склонен считать это согласием клиента на обработку данных.

Правда, закон о коллекторской деятельности предусматривает письменное согласие клиента на обработку персональных данных. А если кредит или заем взяты в режиме онлайн, то такого должника уже никогда не догонишь и не попросишь его подписать согласие на бумаге. «Мы считаем, что эту норму необходимо из закона изъять, и мы будем настаивать на том, чтобы любая цифровая подпись была приравнена к согласию на обработку данных», - сообщил Сергей Шпетер.

Есть в законе и другой изъян. Если должник меняет место проживания и номер домашнего или мобильного телефонов, то кредитор или коллектор становится виновным за то, что клиент не сообщил о смене телефона - и за контакт с третьими лицами по поводу того долга, который они не брали. Эту норму НАПКА тоже будет пытаться изменить.

Какие же изменения бизнес-процессов произошли с момента принятия закона? В первую очередь, это настройка колл-центров. «Я надеюсь, что большинство колл-центров коллекторских агентств изменило график исходящих вызовов, учитывая зональность часовых поясов в России», - считает Шпетер. Правда, он отметил, что некоторые банки и агентства пошли по пути роботизации колл-центров, чтобы снизить некорректность общения.

В ходе панельной сессии по взысканию возникла дискуссия о том, кого принято считать должником. Начальник отдела правового сопровождения компании «Вэббанкир» Олег Гавришин отметил, что должник – это лицо, у которого возникло пророченное денежное обязательство, и поэтому сложилась такая практика, что от человека на стадии оформления документов на заемные средства нельзя ничего требовать заранее. Что согласие на передачу персональных данных третьим лицам можно требовать подписать не раньше, чем человек по своим обязательствам выпадет в просрочку. Но при этом Гражданский кодекс считает должником человека с момента подписания договора. Поэтому налицо противоречия ГК и 230 закона, заявил Гавришин.

Олег Гавришин отметил, что цель, которую преследует автоматизация бизнес-процессов по взысканию долгов, состоит в том, чтобы дело подавалось напрямую в суд онлайн и без почтовых расходов. Технологии позволяют упростить все стадии подготовки документов к суду и стадию прохождения суда. Например, в «Вэббанкире» программа при заполнении заявки на ссуду не позволяет вводить в поле «адрес» несуществующие адреса.

Гавришин выступает за формирование исков в суд однородными пулами. «Сначала мы собираем портфель должников по одноименному профилю – например, если должник государственный служащий или пенсионер, то у него есть официальные доходы, значит, что-то с него удерживать мы сможем. Далее - по сроку давности, когда иски надо подавать в суд срочно, так как исковая давность может истечь. Потом проводим скоринг этого просроченного портфеля, формируем дело в суд. Далее сама стадия суда. После суда, получив решения, проводим судебное производство – тоже по пулам должников», - отметил спикер.

Коммерческий директор компании «Саммит», в группе которой есть и МФК и свое коллекторское агентство, Елена Малышева неожиданного похвалила 230 закон. По ее словам, после принятия закона прирост портфеля  по выдаче займов составил 46%, прирост по платежам составил 45%, сборы после передачи клиентов во взыскание выросли на 56%, а дефолтность снизилась на 26%.

Записал Георгий Демидов

© 2018 «ИнМФО»Для лиц старше 18 лет

Карта сайта

X