Михаил Мамута, ЦБ: «Задача Центробанка – научить людей не верить обещаниям легкого дохода»

25 июня 2018

Михаил Мамута, ЦБ: «Задача Центробанка – научить людей не верить обещаниям легкого дохода»

Все люди знают, что есть на ночь – вредно, но при этом едят. Все знают поговорку о том, что бесплатный сыр бывает лишь в мышеловке. Но когда человеку обещают, что вложив минимум денег в супер-доходный финансовый продукт, он быстро разбогатеет, человек почему-то верит.

Что такое финансовая грамотность? Поначалу кажется, что это очень простое понятие. Мы знаем, что финансово грамотный человек совершает более рациональный выбор среди разных финансовых инструментов. Да и уровень его взаимодействия с финансовой системой оказывается более высоким. Но погрузившись в ту или иную тему, пытаясь проецировать на разных людей разные ситуации, понимаешь, что люди все разные, а потому нет и никогда не будет единого подхода, руководствуясь которым человека можно было бы легко научить правильному поведению. Об этом заявил, выступая на региональной конференции по финансовой грамотности и финансовой доступности «ФинФин регион-2018: Черноземье» в Воронеже, Михаил Мамута, глава службы Центрального банка по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг.

Он объяснил, что есть 11 устойчивых моделей поведения людей. Пять из них – условно позитивные, а 6 – условно негативные, в том числе в них входят, например, финансовые авантюристы. Такие люди идут на риск осознанно, но неправильно этот риск оценивают. Так Михаил Мамута привел в пример людей, которые сознательно играют в финансовые пирамиды, надеясь обмануть эту систему. Он отметил, что в 90-е годы люди шли вкладывать свои средства во что-то, что обещала яркая реклама, то есть несли свои средства в пирамиду из-за непонимания реальной ситуации. На их место сегодня приходят другие люди, которые вкладывают сбережения в пирамиды, зная, что эта схема – обман. Такие люди надеются, что сумеют в пирамиду вовремя войти - и выйти. При этом они не понимают, что у пирамиды может вообще не быть этапа роста, то есть мошенники деньги соберут- и сразу же разбегутся.

Есть люди, которые рассчитывают разбогатеть за счет очень выгодного вложения. При этом прослеживается такая тенденция: чем меньше у людей сумма сбережений, тем легче они верят обещаниям высоких процентов, думая, что «вот тут я рискну – и сразу получу большой доход», отметил Михаил Мамута.

Одна из сложностей просветительской работы, которую активно ведет в последние годы Центробанк, состоит в том, что к каждой группе людей необходимо найти свой подход. Человек может обладать нужными знаниями, придерживаться правильных этических норм, но очень часто в конкретных ситуациях люди ведут себя совсем не так, как им советуют знания и этика. Как пример: все люди знают, что есть на ночь нельзя, но при этом многие все равно едят на ночь. Поэтому очень важно внедрять в сознание наших граждан правильные модели поведения.

Первая часть просветительской работы – это собственно обучение финансовой грамотности. Центробанк подписал специальное соглашение с Министерством просвещения, поэтому сейчас и в школах, и на уровне других образовательных структур уже начали внедряться занятия по финансовой грамотности. Вторая – информирование людей о тех или иных особенностях, рисках, тенденциях. Для этой цели Центробанк создал сайт «финансовая культура» (fincult.info). На данном ресурсе у потребителя финансовых услуг есть возможность задать вопрос сотруднику Банка России. Ведь если человек будет знать, где получить надежный совет, это сократит риски стать обманутым мошенниками.

Сегодня в нашу жизнь постепенно проникают роботы-эдвайзеры и роботы-помощники, отметил сотрудник ЦБ. Появляются они и на финансовом рынке, и даже могут использоваться для повышения уровня защищенности инвестора. Такой робот-советник тщательно изучает инвестиционный и риск-профиль клиента, формируя тот портфель инструментов, которые наилучшим образом соответствуют инвестиционному профилю именно данного инвестора. Тем самым предупреждается ситуация, когда человек рвет на себе волосы, обвиняя сам себя в том, что «что-то сделал, сам не понял, но в итоге денег нет».

Не так давно Банк России принял важное решение – сформировать маркетплейс, то есть площадку, на которой потребитель финансовых услуг в одном месте, сразу, фактически «не вставая с кресла», сможет приобрести любой необходимый ему финансовый продукт – вклады, кредиты, страховки, паи управляющих компаний, займы микрофинансовых организаций и так далее. Важная особенность: к размещению своих продуктов и услуг на площадке маркетплейса ЦБ допустит только проверенных поставщиков. В итоге маркетплейс будет помогать человеку отсечь все лишние предложения и не упустить оптимальные возможности, уверен Михаил Мамута.

Записал Георгий Демидов, Воронеж

© 2019 «ИнМФО»Для лиц старше 18 лет

Карта сайта

X