Московская биржа ждет размещения новых облигаций микрофинансовых компаний.

24 августа 2018

Московская биржа ждет размещения новых облигаций микрофинансовых компаний.

Среди новых имен эмитентов рынка облигаций Московской биржи, которые появятся осенью, будут и МФК – те, кого не испугал дефолт по облигациям компании «Домашние деньги», и которые готовы дать инвесторам премию за риск.

Осень – это традиционное окно возможностей для появления на биржевом рынке имен новых эмитентов, и для размещения выпусков бумаг тех компаний, чьи акции и облигации уже торгуются на бирже.

В период с начала сентября на Московской бирже готовы размещать свои облигации порядка 25 новых эмитентов, среди которых много финансовых, но при этом и банковских компаний, в том числе это МФК и ломбарды.

Об этом сообщил, отвечая на вопрос портала «ИнМФО», Андрей Бобовников, директор по работе с эмитентами Московской биржи, на встрече с прессой 21 августа 2018 года.

По его словам, сейчас на бирже торгуются облигации 334 эмитентов, а всего в обращении находится 1 тыс. 168 выпусков долговых бумаг. Облигаций банков и других компаний финансового сектора, например, лизинговых компаний и тех же МФО, составляют 38% от общего объема размещенных бумаг. В деньгах эти бумаги «тянут» на 4,1 трлн рублей.

Доля частных инвесторов – физических лиц - на бирже сейчас составляет порядка 7% от общего числа участников торгов, в то время как три года назад их было менее 1%. Такая динамика наблюдается благодаря активному открытию физическими лицами – инвесторами рынка – индивидуальных инвестиционных счетов (ИИСов), которые имеют льготы по налогообложению на операции с ценными бумагами, находящимися на таких счетах. Самыми активными инвесторами рынка облигаций продолжают оставаться банки и брокеры, их доля в совокупном портфеле - 54%.

Дефолт облигаций микрофинансовой компании «Домашние деньги» привел к тому, что отечественные инвесторы стали настороженно относиться к облигациям МФК и смежным эмитентам этого рынка, например, к ломбардам, отметил Андрей Бобовников. Но он также подчеркнул, что интерес к размещению облигаций у компаний микрофинансового сектора есть, и этой осенью несколько новых для рынка публичного долга компаний точно появятся на рынке. Бобовников дал понять, что документы для размещения облигаций этих компаний уже находятся в высокой степени готовности. Но

следует и ожидать, что в ситуации, которую спровоцировал дефолт «Домашних денег», потенциальные инвесторы будут требовать у новых эмитентов премию к риску аналогичных этого сектора.

Фактически, выход на рынок облигаций – это «история про прошлое, про привлечение денег в тот момент, когда ты уже имеешь в своем деле опыт успешной работы», считает Бобовников. То есть выпускать облигации стартапам – дело бессмысленное, говорит директор по работе с эмитентами Московской биржи. Бобовников назвал примерные параметры тех компаний, при достижении которых возможен выход эмитента на рынок облигаций Московской биржи.

Компания должна генерить существенный объем годовой выручки. Коэффициент «объем чистого долга/EBITDA» должен быть не менее 3. У компании должна быть простая и прозрачная структура собственности. Компания должна готовить отчетность по международным стандартам (МСФО) не менее 3 лет. Эмитент должен придерживаться в своей работе высоких стандартов корпоративного управления. Бизнес компании должен успешно существовать на протяжении длительного времени, предприятие должно иметь устойчивые рыночные позиции, а кроме этого – и хорошие перспективы развития.

Отдельный пункт из этого списка – это наличие (или отсутствие) у компании кредитного рейтинга от аккредитованного в Банке России рейтингового агентства. У Московской биржи есть три категории листинга для ценных бумаг, которые обращаются на этой площадке. Котировальная часть списка – это первый и второй список (или уровень) бумаг. Для тех эмитентов, кто хочет попасть в два этих списка, наличие рейтинга обязательно. Облигации из этих двух списков могут покупать институциональные инвесторы: банки, инвестиционные и пенсионные фонды.

Некотировальная часть списка – третий уровень – это компании, к которым биржа проявляет повышенный интерес. То есть эти компании должны доказать бирже, что они имеют живой бизнес,

отметил Андрей Бобовников.

Самая большая часть размещаемых на бирже облигаций проходит так называемый аукцион, когда ставка купона складывается при фиксированной цене на бумагу. При этом чаще всего используется процедура «букбилдинг». То есть ставка первого купона по облигациям этого выпуска определяется заранее – по итогам договоренности между компанией – организатором выпуска облигаций и круга потенциальных покупателей. На вопрос «ИнМФО» о том, бывают и случаи, что потенциальные покупатели обещают, но в итоге не выкупаю бумагу при размещении, Бобовников ответил, что это практически исключено. Так как организатор займа и покупатели заранее подписывают юридически значимые документы о том, сколько бумаг и по какой цене – и с каким купоном – приобретает инвестор.

Записала Елена Гостева

© 2018 «ИнМФО»Для лиц старше 18 лет

Карта сайта

X