Найдите мне для микрофинансового бизнеса другую страну, такую же, как Россия, только лучше

21 сентября 2018

Найдите мне для микрофинансового бизнеса другую страну, такую же, как Россия, только лучше

Количество выдаваемых в России микрозаймов растет, а прибыль бизнеса падает. Поэтому многие российские игроки, не покидая рынок в России, стремятся завоевать другие страны. Правда, там и бизнес приходится строить совсем иначе.

Игорь Знак, сооснователь MoneyRock, рассказал, выступая на микрофинансовом бизнес-форуме MFO Russia Summit, организованном компанией Conglomerat, и прошедшем 21 сентября 2018 года в Москве, что вся история этой компании началась с кредитно-потребительских кооперативов в Карелии.

На пике развития оффлайна работало 80 офисов по выдаче денег, в 2013 году компания начала собирать долги, в 2014 – покупать долги других компаний. На данный момент у компании кредитный портфель составляет больше 150 млн долларов. Рынок микрофинансирования растет, и на 1 января 2018 года было выдано 164,7 млрд рублей, а на 1 апреля текущего года – уже 181,2 млрд рублей. Но при этом прибыль по рынку упала на 30%, и об этом говорят данные ЦБ.

Прибыль падает, так как растет стоимость привлечения новых клиентов, и одновременно падает качество заемщиков. Поэтому компания решила пойти на другие рынки. На рынки стран СНГ было решено не выходить, так как высока конкуренция и доходны населения в сопредельных странах невысоки, отметил Игорь Знак.

В развитых странах высока конкуренция, рынки зарегулированы, и наличествует высокий ценовой порог входа. Компания начала работать в 2015 году в Азии, стала выдавать займы на Шри-Ланке, но при этом всегда стремилась найти более интересные рынки. Так, в Индонезии работает более 250 тыс. КПК, и конкуренция не просто высокая, а подчас невозможная, считает Игорь Знак.

Ближний Восток и Северная Африка – очень сложный рынок, так как так господствующей религией является ислам, из-за особенностей этой религии нет кредитной ставки в обычном привычном для западного человека понимании, и есть языковые барьеры. Кроме этого, в мусульманских странах мужчины-предприниматели не привыкли вести бизнес-дела с женщинами, а количество сотрудников – женщин в компании MoneyRock высоко.

Поэтому MoneyRock решила сосредоточить свой бизнес в странах Латинской Америки и Африки. В Африке, помимо северной мусульманской части, в большинстве стран население говорит по-английски, в странах Латинской Америки, близко к Соединенным Штатам, население тоже говорит по-английски. В этих странах сейчас проходит потребительский бум, есть недостаток средств населения, рынок растет, и относительно низка конкуренция на рынке предоставления денег в долг.

В так называемой черной Африке население говорит, преимущественно, на английском или языке суахили, и 70% людей пользуется Фейсбуком, и проникновение интернета практически повсеместное.

При этом в Латинской Америке есть и опасные моменты для микрофинансового бизнеса. В Сальвадоре ключевой источник заемных денег – это деньги криминальные, людей за невозвраты натурально расчленяют, даже два раза побили сотрудников офиса MoneyRock, говорит Игорь Знак.

Риски региона Латинской Америки – нестабильные курсы валют и нестабильные политические режимы, а также то, что 19 стан говорят на испанском языке. Но эти недостатки перекрывает тот факт, что в этом регионе живет население в 90 млн человек.

В итоге бизнес компании распределен так: Сальвадор, Доминикана, Кения и Мексика – это страны, где уже работает компания, но география присутствия будет расти.

Игорь Знак уверен, что работая в этих четырех странах, нужно иметь разный набор данных для рисковиков, так как, например, в Африке люди не понимают, что такое ежемесячные платежи, они привыкли брать деньги в долг и отдавать их одним платежем. Поэтому в разных странах компании приходится строить новые модели скоринга, Илья Ольшак, директор по развитию бизнеса кредитного брокера Finspin, рассказал о том, как привлекать новых клиентов хорошего качества и не экономить на их обслуживании. Он обратил внимание на то, что кроме МФО и банков на нашем рынке есть компании, у которых накоплена большая база и есть огромный цифровой след поведения клиентуры, который оставляются пользователи различных онлайн-сервисов. МФО надо обращаться за данными о заемщиках к кредитным брокерам.

Брокер работает так. Он получает запрос клиента на необходимый ему кредитный продукт, оценивает скоринговый балл клиента, обрабатывает заявку и подбирает релевантный кредитный продукт – и выбирает в итоге для клиента конечного кредитора. Потом брокер передает заявку кредитному партнеру, и отправляет клиента за продуктом. «Если наша заявка закончилась дефолтом заемщика, то мы собираем эти данные и оптимизируем свою работу, чтобы в будущем избежать проблем», - заявил Ольшак.

Почему работа платформы брокера эффективна? Потому что она использует множество данных из разных источников.

Проект Finspin стартовал в конце 2016 года, в апреле 2017 года началась коммерческая активность, и на конец 2018 года есть планы выйти на выдачу 2,5 тыс. займов (или кредитов) на одного партнера.

Елена Гостева

© 2018 «ИнМФО»Для лиц старше 18 лет

Карта сайта

X