Нужна ли финансовая грамота клиенту МФО?

07 августа 2018

Нужна ли финансовая грамота клиенту МФО?

В то время как Центробанк ведет разъяснительную работу среди клиентов МФО, повышая их финансовую грамотность, волонтеры финансового просвещения делятся любопытным наблюдением: чем человек беднее, тем менее он расположен усваивать информацию о деньгах, считая, что коль их нет, то и информация эта совершенно лишняя. Если довериться Росстату и принять тот факт, что население страны беднеет, возникает логичный вопрос: в благодатную ли почву падают эти добрые семена финансовой науки?

Нужно заметить, что именно заемщики МФО до последнего времени традиционно считаются в финансовом плане наиболее безграмотными участниками рынка: многие ставят легко свою подпись под договором, даже не вникая в его детали (а порой и не читая его!), и лишь небольшая часть заемщиков МФО имеет сбережения. Между тем, работу регулятора по повышению финансовой грамотности граждан в микрофинансовых организациях оценивают по-разному.

Михаил Медведев, руководитель департамента маркетинга МФК «До зарплаты»:

- Некоторые действия ЦБ РФ по повышению финграмотности населения заметны и в отношении МФО. На информационном портале Центробанка Fincult.info есть целый раздел, посвященный сравнению банковских кредитов и займов в МФО. В частности, на сайте есть статьи о том, как взять микрозаем онлайн и чем отличается МФК от МКК. Возможно, деятельность МФО освещается Центробанком не так широко, как хотелось бы, по причине «молодости» отрасли в России. Она совсем недавно стала регулироваться законом. ЦБ РФ активно борется с «черными кредиторами» и коллекторами, работающими с нарушением закона. Вероятно, следующей ступенью развития рынка микрокредитования станет более массовое освещение популярных вопросов и опасений среди населения.

Заемщики, безусловно, в целом становятся более грамотными. По статистике, доступ к банковским кредитам ограничен у каждого пятого россиянина — например, из-за негативной кредитной истории. Такие клиенты могут обратиться в МФО, где суммы займов обычно ниже, а срок кредитования короче. Обслуживать такой заём проще, а значит можно более эффективно планировать свой бюджет. А это - своеобразная тренировка финансовой дисциплины. В будущем такой клиент, вероятно, сможет обслуживать и более крупные кредиты. К тому же на рынке отмечается рост выдачи банковских кредитов тем, кто ранее пользовался услугами МФО.

Банки так же могут пересмотреть политику в отношении заемщика, показавшего безупречную платежную дисциплину в работе с микрофинансовой организацией. Современные МФО используют высокотехнологичные решения, позволяющие за считанные минуты провести оценку платежеспособности клиента и удаленную идентификацию. Схема получения займа в МФО максимально упрощена: займы выдаются в течение 15 минут, а процедура оформления не требует ни личного присутствия клиента, ни обширного пакета документов. Конечно, это привлекает заемщиков, и они начинают разбираться в предложении на рынке, выбирая наиболее выгодные для себя условия.

Александр Орехов, заместитель председателя правления финансового магазина Боггат:

- Необходимость повышения финансовой грамотности населения Центробанк действительно декларирует достаточно давно, но относительно недавно - лет пять назад - начал предпринимать практические шаги. Периодически, через профучастников рынка – ломбарды, МКК и МФК – Центробанк распространяет различную печатную информацию (брошюры, плакаты) о том, как себя необходимо вести гражданам при выборе финансовых продуктов. Такая информация важна и нужна, она помогает людям освоить азы грамотного финансового поведения. Мы, в свою очередь, размещаем такие материалы в офисах Боггат. Все клиенты имеют возможность с ними ознакомиться. Что касается практических мероприятий – лично я еще не видел, честно говоря, ни одного анонса такой встречи или конференции, организуемой регулятором. Если говорить об инвестиционном микрофинансовом секторе, то здесь, по моему личному мнению, информационно-просветительская деятельность Центробанка тоже пока не играет большой роли. Ни один из обратившихся к нам сберегателей еще ни разу не сослался на ЦБ и предоставленную им качественную информацию о возможностях инвестирования.

В этом плане у нас есть претензия к регулятору: ЦБ не только не открывает микрофинансовому сектору доступ к кредитным ресурсам, но и не дает населению никакой полезной информации о возможности инвестиций в этот сектор. Хотя, возможно, какая-то работа регулятором в этом направлении где-то ведется, но в открытых источниках я такой информации не встречал.

Также не могу сказать, что заемщики в целом становятся более грамотными, но даже если и так, не думаю, что это происходит благодаря соответствующей просветительской деятельности ЦБ РФ. Так что пока в процессе переговоров нам самим часто приходится объяснять людям схему вычисления процентной ставки, расчет финансовой нагрузки и другие базовые вещи.

Стремительный рост инвестиций в МФО в последнее время на фоне снижения процентных ставок по банковским вкладам говорит о том, что приложение сил по повышению финансовой грамотности всех участников микрофинансового рынка не уходит в песок. Репутация микрофинансовых организаций стремительно меняется в лучшую сторону. Конечно же, здесь проявляются более эффективно усилия ЦБ по ужесточению стандартов и правил работы МФО, а внедрение микрофинансовыми компаниями новых современных технологий делает процесс понятным и открытым.

Елена Коротина, Краснодар

© 2018 «ИнМФО»Для лиц старше 18 лет

Карта сайта

X