По результатам проверки уволили всех. Остался я один

24 апреля 2018

По результатам проверки уволили всех. Остался я один

Как пройти проверку Центрального банка, сколько ИТ-специалистов должно работать в микрофинансовой компании, и какие ошибки совершают микрофинансисты при оформлении согласия на обработку персональных данных заемщика? Эти и другие вопросы обсуждались на форме СРО «Единство» в Казани.

Генеральный директор МФК «Кредит 911» Андрей Котов, выступая на VII форуме МФО и КПК СРО «Единство» в Казани, рассказал, как его компания проходила проверку Центробанка.

В сентябре 2017 года компания получила уведомление о проверке. В офис пришли пять сотрудников Центробанка, им выделили отдельную комнату и работающие компьютеры с доступом в Интернет. С людьми из ЦБ работало 10 человек со стороны МФО. «ЦБ проверяет на порядок сложнее, чем любые аудиторы», - отметил Котов.

В ходе проверки ему, как генеральному директору, пришлось назначить ответственных сотрудников. В том случае, если компания отказывалась предоставлять какие-то данные, или в случае расхождения уже предоставленных данных с теми, которые были обнаружены в ходе проверки позднее, оформлялся акт о противодействии компании работе проверяющей комиссии. За весь срок проверки было составлено порядка 30 таких актов, сообщил Котов. Было выписано 6 штрафов – и каждый на 500 тыс. рублей. Компания оплатила 3 млн. рублей штрафов.

Сроки работы проверки продлялись – первый раз на две недели, и потом снова - еще на одну неделю.

В некоторые дни проверяющие сидели в компании с 9 утра до 4 часов утра следующего дня, отметил генеральный директор «Кредит 911».

После проверки руководству компании был выдан акт проверки. Он содержал в себе 160 страниц. «В нем было много замечаний, большинство из них обоснованных, но некоторые мы оспаривали», - сообщил Андрей Котов. Из зала у Котова спросили, к чему может придраться комиссия. Он ответил, что ко всему. Если компания не доплатили инвестору 47 копеек, или, наоборот, эти 47 копеек перебрала в свою пользу с должника в ходе взыскания долга.

После прохождения проверки пришлось сменить практически весь персонал, сообщил Котов. Юристов, главбуха, отдел взыскания, ИТ-команду. Особенно он отметил, что когда проверяющие пошли «вольно ходить по офису» и забрели на территорию ИТ-отдела, где «вечный бардак и дела заемщиков лежат, просто сваленные в коробки», пришлось объясняться за то, что персональные данные клиентов хранятся «не надлежащим образом». За этот тоже был «впаян штраф».

Виталий Занин, директор по работе с клиентами и маркетингу компании «Програмбанк» отметил, что переход на Единый план счетов (ЕПС) требует от МФО больших усилий. Он советует привлекать в команду МФО бухгалтера с банковским опытом, так как банки переходили на новые счета в 1998 году, и им такие переходы уже привычны. Такие эксперты принесут в работу МФО новую методологию – а автоматизация бухгалтерского учета уже будет отталкиваться от методологии.

Занин сообщил, что Програмбанк совместно со СРО «Единство» разработал типовую методологию для перехода на новый план счетов.

В банках численность сотрудников бухгалтерии – это 10% от числа общего сотрудника банков, отметил эксперт Програмбанка. Банковский норматив в ЦБ – один ИТ-специалист на 7-10 сотрудников кредитной организации. А в МФО – один ИТ-специалист на 20-50 сотрудников. К банковскому нормативу числа ИТ-специалистов в МФО рынок микрофинансирования подталкивает регулирование Банка России. Но без ИТ-специалистов финансового бизнеса не бывает, предупредил Занин.

Владислав Халяпин, аккредитованный преподаватель в области информационной и кадровой безопасности, рассказал на конференции о правилах в области передачи персональных данных от МФО третьим лицам. С передачей данных МФО особенно часто сталкиваются при работе с коллекторами.

Что могут сделать должники? Когда они перестают платить, то их излюбленная манера – присылать в компанию запрос об отзыве своего согласия на передачу персональных данных третьим лицам. У этой проблемы есть две стороны: да, человек может отозвать согласие на обработку персональных данных. Но с другой стороны – заемщика и МФО связывают договорные отношения. В случае отзыва согласия компания может продолжать обрабатывать данные должников сама – возвращая себе свои же денежные средства. При этом компания уже не имеет право передавать эти данные третьим лицам – то есть профессиональных коллекторов подключить к взысканию нельзя, уверен Халяпин.

Типовой пункт договора требует от МФО передавать взыскание средств с должников только тем коллекторским агентствам, которые есть в реестре Федеральной службы судебных приставов (ФССП). Кроме того, надо приложить к договору о такой передаче все данные про то коллекторское агентство, с которым МФО сотрудничает  – с его ИНН, ЕГРЮЛ и адресом нахождения офиса.

Что делать, если клиент оформляет заем на сайте и не подписывает никаких договоров на бумаге? МФО должно выстроить свой сайт так, что нажимая кнопку на оформление займа, человек автоматически соглашается с передачей своих данных на обработку третьим лицам. В разделе «Политика конфиденциальности и согласие на обработку данных» должна иметься галочка, и если человек эту галочку не поставил, что и кнопка получения денег в долг должна не быть активна, рекомендует Владислав Халяпин.

Кроме того, и на сайте, и в бумажном договоре необходимо прописать, что персональные данные обрабатываются не только для получения консультации о займе, но и для рекламной рассылки. Иначе нельзя будет рассылать потенциальным клиентам рекламу данного МФО.

Встречаются нарушения такого рода, когда цели согласия на обработку персональных данных не соответствует объему запрашиваемой информации. Например, нельзя собирать сканы паспортов через сайт МФО.

Записал Георгий Демидов, Казань

© 2018 «ИнМФО»Для лиц старше 18 лет

Карта сайта

X