Портрет клиента МФК

09 апреля 2018

Портрет клиента МФК

Насколько популярны инвестиционные продукты микрофинансовых компаний (МФК)? Готовы ли люди вкладывать свои деньги в такой инструмент? И кто они – эти потенциальные инвесторы? Ответы на эти вопросы содержатся в отчете Банка России, составленного на основе специально заказанного опроса населения, а также внутренних данных регулятора.

По данным Банка России, инвестиционными услугами МФК пока пользуются 0,3% населения России. Это, конечно, гораздо меньше, чем доля населения, имеющего вклады (15,2%), но сравнимо с другими малыми формами инвестирования.

Например, в строительные кредитные потребительские кооперативы вкладывают деньги 0,3% россиян, в неспециализированные кредитные потребительские кооперативы – 0,2%.

Но это средние по России цифры, а разбивка по регионам показывает неравномерность развития рынка. Самой большой популярностью инвестиционные предложения МФК пользуются в Сибирском федеральном округе: ими пользуются 0,9% сибиряков. На втором месте – Северо-Западный федеральный округ с показателем 0,7%.

Интересно, что женщины и мужчины по-разному относятся к микрофинансовым инвестиционным инструментам, однако в силу относительной молодости рынка ситуация ещё не устоялась и является подвижной. Банк России отмечает: по данным опроса 2016 года, мужчины становились инвесторами МФК чаще, чем женщины (0,8 и 0,7% от числа опрошенных соответственно). При этом в 2017-м лидировали женщины 0,3% против 0,1% у мужчин.

Это похоже на ситуацию с банковскими вкладами, когда инвесторами чаще становятся женщины, но вот в кредитных потребительских кооперативах основную часть клиентов все-таки составляют мужчины.

Интересные результаты дал опрос относительно других социальных характеристик клиентов МФК. Чаще других их инвесторами становятся люди в возрасте от 45 до 59 лет. При этом они, как правило, являются или наемными работниками, или пенсионерами, причем имеют сравнительно невысокий материальный достаток.

Результаты опроса, проведенного Банком России, подтвердили особую роль, которую играют МФК в малых населенных пунктах. Жители небольших городов, поселков и сёл практически лишены финансовой инфраструктуры. Там почти нет полноценных банковских офисов, имеющих право открывать вклады, а поездка в районный центр занимает целый день. Если в городах с численностью жителей от 50 до 100 тысяч жителей вклады имеют 21,5% из них, то в городах с численностью до 50 тысяч жителей и поселках городского типа – уже только 14,9%, а в сёлах и вовсе 4,6% - это и есть наглядное следствие недоступности финансовых услуг.

Из-за этого население, как правило, хранит деньги «в чулке», теряя возможность заработать на их размещении под проценты и одновременно лишая экономику страны определенного финансового ресурса. Практически единственным финансовым институтом, решающим эту проблему, являются МФК. Их инвестиционными продуктами пользуются 0,6% жителей городов до 50 тысяч жителей и поселков городского типа и 0,5% жителей сёл. Напомним, что это значительно выше, чем средний по России показатель в 0,3%.

При этом опрошенные жители Москвы и Санкт-Петербурга, городов-миллионников и городов с численностью более 100 тысяч человек в момент опроса ответили, что не размещают средства в МФК.

Интересно, что при высоком интересе к МФК в Сибирском федеральном округе банк России зафиксировал сравнительно невысокое количество жалоб на их услуги. Безусловным лидером по количеству жалоб на услуги, предоставляемым микрофинансовыми организациями, является Центральный федеральный округ, за ним, пусть и с большим отрывом следует Приволжский федеральный округ.

К сожалению, опрос, проведенный регулятором, пока что показывает низкий уровень доверия к институту микрофинансовых организаций. На соответствующий вопрос 21,6% респондентов ответили, что полностью не доверяют МФО, ещё 14,2% - скорее не доверяют. С наиболее высоким уровнем недоверия приходится сталкиваться МФО, работающим в Приволжском и Сибирском федеральных округах. В этих регионах доля достигает 46,6% и 47,9% соответственно. А наиболее благоприятные условия в Северо-Кавказском федеральном округе, там «недоверчивых» всего 3,5%.

Тех, кто в той или иной степени лояльно относятся к микрофинансовым организациям, в целом по России оказалось всего 11,9%. Столь печальный итог сформирован в первоначальный период развития рынка микрофинансирования, когда кроме добросовестных компаний существовало множество мошеннических.

Сейчас ситуация совершенно иная, тем более в «элитном» сегменте микрофинансовых компаний. Однако очевидно, что репутация рынка восстанавливается медленнее, чем хотелось бы.

Но вся соль опроса не в этих цифрах, свидетельствующих о недоверии, а в других. Остальные 52,3% опрошенных (то есть больше половины) ответили, что пока не сталкивались с микрофинансовыми организациями. Это люди, которым только предстоит стать их клиентами, и если у них сложится положительное представление об МФО, они даже чисто арифметически перевесят тех, кто «обжёгся» на мошенниках в первые годы существования рынка. А от этого напрямую зависит развитие инвестиционного направления работы МФК, ведь доверие здесь – первостепенный фактор.

Полина Путякова, Пермь

© 2018 «ИнМФО»Для лиц старше 18 лет

Карта сайта

X