Рынку взыскания придется измениться в 2018 году

12 апреля 2018

Рынку взыскания придется измениться в 2018 году

Спецкор ИНМФО Георгий Демидов побывал на состоявшейся сегодня в Москве конференции НАПКА. Обсуждались вопросы эффективности взыскания.

Кредиторы научились работать с просроченной задолженностью сами, но все чаще передают долги на рассмотрение судов. При этом суды могут захлебнуться в должниках. Да и государство скоро поймет, что иметь миллионы должников с исполнительными листами на руках – асоциально, негуманно и просто некрасиво.

Коль скоро коллекшен – составляющая часть экономики, то хорошо, что страна вышла из рецессии, в 2017 году был зарегистрирован рост ВВП на 1,7%. И этот факт будет сказываться на состоянии потребительского рыка и розничного кредитования.

Об этом заявил, выступая на конференции НАПКА «Рынок взыскания. Курс на эффективность», состоявшейся 12 апреля 2018 года, Иван Комиссаров, аналитик коллекторского агентства ЭОС. При этом реальные доходы населения снизились на 1,7 п.п. за 2017 год.

Да, снизились доходы от предпринимательской деятельности, и арендные ставки стагнируют, а также падают процентные ставки по депозитам. В тоже время заработная плата весь прошлый год росла и это большой позитив. Вырос спрос и потребление, и выросло кредитное финансирование спроса. Поэтому повысился совокупный кредитный портфель – без учета ипотеки – аж на 11 п.п. И это говорит о том, что коллекторы не останутся без работы в ближайшие годы, считает Иван Комиссаров.

Просроченная задолженность снизилась до 1,6 трлн рублей, и упала доля просрочки в портфелях – с 27 до 23%.

Дебиторская B2b задолженность – хороший показатель состояния экономики, она показывает, что компании работают друг с другом - выросла за год на 7 п.п., а вот просрочка – снизилась на 8 п.п.

Отрасль взыскания получила в 2017 году 5,3 млн свежих кейсов по новой просрочке, которая ранее никуда не передавалась, на 390 млрд рублей – это минус 5% к показателям 2016 года. Средний размер долга – 73,6 тыс. рублей, и он снизился на 4%.

2018 год будет другим и более приятным для отрасли, уверен Комиссаров.

Средний уровень контактности должников в 2017 году составил 26%, контактность ухудшилась. Но обещания расплатиться и сдержанные обещания заплатить – выросли. Сдержали обещания заплатить долг 26,9% клиентов.

Больше всего должников в Приволжском и Сибирском округах, но это объясняется просто – это очень большие по количеству жителей регионы. Средний возраст должников – 38 лет, и их средний долг - 86 тыс. рулей. У женщин средний возраст – 39 лет, и средний долг – 83 тыс. рублей.

В НБКИ есть информацию о 3 млн. счетов, но это, увы, далеко не весь рынок, и есть определенное число коллекторов, которые не передают информацию в бюро кредитных историй. Об этом заявил директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков. Большая часть переданных коллекторам кредитов – до 200 тыс. рублей, с более крупными долгами, например, от 200 до 400 тыс. рублей кредиторы предпочитают работать самостоятельно.

Сергей Шпетер, генеральный директор коллекторского агентства ЮВС, отметил, что рынок взыскания ожидал снижения портфеля, так как число официальных кредиторов – банков, падает. Но на деле все оказалось немного иначе – банки научились лучше работать с просрочкой. Банки создали внутри себя целые коллекторские фабрики, и практически все долги передают на рассмотрение суда.

Виктор Семендуев, Член совета НАПКА, отметил, что в вопросе передачи долгов в суд мы идем по пути Европы. Но передавать все долги в суд – это создавать очень большую нагрузку на суды, и кроме того, никто не отменял правило – долги должны взыскиваться. Для любого государства иметь миллионы должников с судебными решениями – неприятно. Например, в скандинавских странах суды начали идти навстречу должникам. Аргументы такие – да, долг есть, но платить по нему человек не может. Поэтому суд принуждает кредитора дать должнику рассрочку, и данное решение уже оспорить нельзя, надо выполнять. А это опасная тенденция. Ведь долг физических лиц составляют уже 645 млрд. рублей, включая долги за жилищно-коммунальные услуги, при общем объеме задолженности в 1,34 трлн. рублей.

Андрей Паранич, заместитель директора СРО «МиР», напомнил, что мы живем в эпоху нового витка обсуждения ограничений по рынку МФО. Поэтому стандарты работы МФО разрабатывались с учетом уже работавших на тот момент стандартов НАПКА.

35% обращений касались вопросов взыскания. Поэтому стандарт работы со взысканием на рынке МФО позволил снизить поток жалоб на треть. Что мы должны иметь на выходе, создавая систему стандартов? Восприятие СРО как источника правовых норм, снижение количества жалоб, поступающих регулятору, улучшение имиджа отрасли, борьбу с недобросовестными практиками и упрощение работы. Андрей Паранич отметил, что суды уже стали в своей практике опираться на стандарты микрофинансовых организаций.

При этом жалобы на МФО – одни из самых жестких и агрессивных, отметили из зала, и МФО любят открещиваться от своих действий. Как же так получается, что МФО предпринимают попытки не соблюдать свои же стандарты? На этот вопрос Андрей Паранич ответил, что для воздействия на нарушителей есть как плановые, так и неплановые проверки. И в случае, если выявлены нарушения, то СРО выносит предписание. Если оно не выполнено – накладывается штраф. Далее последует исключение из СРО, и такое МФО тут же должно вступить в другое СРО. Но их всего два, и с грубыми нарушениями другое СРО такую компанию не примет в свои ряды. А для МФО исключение из СРО – фатально. Потому что через 90 дней регулятор исключит МФО из реестра.

Георгий Демидов

© 2019 «ИнМФО»Для лиц старше 18 лет

Карта сайта

X