Рынок МФО по-уральски

15 марта 2018

Рынок МФО по-уральски

Как развивается рынок микрофинансирования на Урале? Что нужно для потроения эффективного микрофинансового бизнеса в уральской глубинке? Читайте обзор Полины Путяковой

Несмотря на то, что микрофинансовые компании давно заняли свое место на уральском рынке финансовых услуг, точные результаты их работы оценить сейчас не сможет никто.

Сегодня система сбора статистики из МФО региона работает не в полной мере, в отличие от банковской системы. Представители Центробанка напоминают, что получили сектор микрофинансовых организаций под свою опеку лишь несколько лет назад, и просят дать им ещё время.

Пока же мы можем судить только о количестве действующих на Урале МФК. Компаний с местной пропиской очень мало: по одной в Перми, Екатеринбурге и Набережных Челнах. Тогда как всего в России действует 64 МФК. Однако кроме региональных МФК, на Урале присутствуют и крупнейшие МФК России. Именно они-то и занимают львиную долю рынка: нет смысла сравнивать ресурсы и, соответственно, объемы привлечения региональных игроков и крупнейших федеральных компаний.

Участники рынка обещают начислять на вложенные деньги от 14 до 28% годовых - тем больше, чем внушительнее сумма и длиннее срок. Также доходность инвестиций в МФК, аналогично банковским вкладам, зависит от выбранного способа начисления процентов: ежемесячно, ежеквартально или в конце срока. Также стоит отметить, что разные МФК предлагают своим клиентам разные доходности, и перед тем как выбрать одну из них, имеет смысл изучить рынок.

Неудивительно, что при такой доходности объём вложений в МФК на Урале постепенно растёт. Ведь ставки по банковским вкладам - самому популярному и понятному способу инвестирования сбережений - падают уже не первый год. Сейчас средняя доходность по банковским вкладам опустилась уже ниже 7% годовых.

Приведённых цифр достаточно для того, чтобы вызвать интерес к этому виду инвестиций. Однако есть и препятствие: за последние несколько лет в России сложилось несколько настороженное отношение к микрофинансированию. Благодарить за это стоит недобросовестные компании, за чьи грехи теперь, так или иначе, расплачивается весь рынок.

Между тем, сами представители Центробанка говорят о преимуществах микрофинансовых компаний. Дело в том, что МФК - это не просто название, а определённый статус, получить который может не каждая компания. Первое - уставный капитал должен быть не менее 70 млн рублей, к ней применяются определенные требования, например, по достаточности капитала и уровню ликвидности. Если говорить проще, они крупнее, их меньше, они имеют право принимать деньги от населения, а значит, находятся под более пристальным надзором регулятора. Вероятно, именно по этой причине на Урале и не было скандалов с участием крупных МФК, хотя аналогичные прецеденты с мелкими МФО все-таки случаются. Кроме того, некоторые МФК страхуют привлечённые средства.

В отличие от центральных регионов России, на Урале МФК имеют особые преимущества перед банками. Как ни странно, связано это с большими расстояниями между населенными пунктами. Особое значение МФК имеют в малых городах и посёлках. В таких населенных пунктах банки присутствуют далеко не всегда, а даже если и присутствуют, то чаще в виде усеченных по функционалу подразделений. Например, не в формате полноценных офисов, а небольших отделений, ориентированных лишь на кредитование населения. В таких случаях МФК выполняют важную роль - обеспечивают доступность финансовых услуг. Теоретически у жителей таких населенных пунктов есть возможность поехать в районный центр и там открыть вклад. Однако, как правило, этого не происходит по разным причинам: невысокая финансовая грамотность, недоверие к банкам и банальное неудобство, ведь на такую поездку уходит целый день. Как результат - свободные денежные средства лежат, что называется, “под подушкой”, а их хозяева теряют доход. МФК решают все эти проблемы, включая вопрос недоверия: в небольших населённых пунктах все знают друг друга, в том числе сотрудников МФК.

Серьезным препятствием для развития инвестиционного бизнеса МФК на Урале является их информационная закрытость. Безусловно, если вновь вспомнить крупнейших федеральных игроков, они имеют свои пресс-службы, которых нет у региональных МФК. Но даже лидеры рынка практически отсутствуют в медиа-поле каждого отдельно взятого региона: они не размещают новостей о своей деятельности, образовательных или просветительских материалов о предоставляемых ими инвестиционных услугах. За редким исключением они не ведут локальных рекламных компаний.

Сказанное заставляет вновь вспомнить о преимуществах, которые имеют МФК в уральской глубинке. В населенных пунктах  населением 3-5 тысяч человек все компании на виду и какой-то специальной рекламы не потребуется. Достаточно дать объявление в единственную городскую или поселковую газету, которое обойдется в пару тысяч рублей, - и его увидят все жители.

С этой спецификой Урала связаны и ближайшие перспективы развития инвестиционного направления бизнеса в МФК. Тогда как в столицах регионов и даже районных центрах конкуренция относительно высока и требует информационной активности, в мелких населенных пунктах МФК нередко становятся для населения и мелкого бизнеса единственным легальным способом вложить деньги и получить доход. Степень их узнаваемости пока не так высока, но уже в 2018 году она заметно вырастет - и это принесет существенный прирост бизнеса.

Полина Путякова, Пермь

© 2018 «ИнМФО»Для лиц старше 18 лет

Карта сайта

X