Совокупный портфель займов до конца года может составить до 160 млрд рублей

25 сентября 2018

Совокупный портфель займов до конца года может составить до 160 млрд рублей

Но за работу серого рынка микрофинансирования легальные компании заплатят усилением регуляторного давления со стороны Банка России.

Доля МФО вне ТОП-100 продолжает снижение. Прирост крупных игроков компенсировал уход небольших МФО. Об этом заявил Иван Уклеин, младший директор рейтингов кредитных институтов агентства «Эксперт РА», выступая 21 сентября 2018 года на микрофинансовом бизнес-форуме MFO Russia Summit, организованном компанией Conglomerat, состоявшемся в Москве в Центре Международной торговли.

По подсчетам аналитиков рейтингового агентства, на 1 июля этого года на рынке работало чуть более 2 тыс. МФО, общий портфель которых составил 120 млрд рублей, из которых 99 млрд рублей приходится на ТОП-100 МФО, а 68 млрд – на ТОП-20 МФО.

Вступление в силу регулятивных новаций определит развитие рынка до конца года и на 2019 год. Так, рынок ожидает вступление в силу требования 2,5 Х, то есть предельная сумма переплат по займу не может быть выше, чем 2,5 тела кредита, ограничение ставки по займу уровнем в 1,5% в день, и появление «специализированного продукта» вне ПСК, отметил Иван Уклеин.

Возможных путей развития МФО из сегмента PDL, по мнению РА «Эксперт» три. Это перепрофилирование компании на выдачу займов Installment, с соблюдением всех требований этого сегмента – то есть при выдаче займа в размере свыше 10 тыс. рублей к нему будет применяться требование выдавать этот займ в размере ПСК, займ можно будет пролонгировать только 7 раз, и по нему компания должна будет составлять индивидуальный график погашения. Некоторые компания будут специализироваться только на специальном продукте – сроком до 15 дней и суммой до 10 тыс. рублей, по которому невозможно пролонгации, введен фиксированная сумма переплаты и пропорциональное погашение - 1/15 от суммы в день. Остальные компании или вообще уйдут с рынка, или уйдут в тень и пополнят ряды серого рынка микрофинансирования. Особенно этот процесс активизирутся в 2019-2020 годах.

Как следствие, Негативное влияние «серого» рынка на имидж МФО будет расти, считает Иван Уклеин. МФО будут продолжать ассоциироваться с финансовыми пирамидами, кабальными процентами и жестокими процедурами взыскания долга. Поэтому в обществе возможен пост социального напряжения вокруг услуг МФО. Поэтому ЦБ будет усиливать регуляторное давление на легально работающие на этом рынке компании.

Количество МФО в реестре уже в 2018 году полагает сократиться более чем на 20%, считает Иван Уклеин. Если на 6 сентября 2018 года в реестре ЦБ было 2 тыс. 41 компания, то к концу года их может остаться порядка 1,8 тыс.

При этом совокупный портфель займов до конца года вырастет, и может составить до 160 млрд рублей.

Линфен Гун, генеральный менеджер по России компании Panshi (Китай), отметил, выступая на конференции, что эта компания появилась 14 лет назад в городе Ханжу. Это финансовая платформа, которая занимается торговлей (примерно так же, как Alibaba) и выдачей микрофинансовых средств. В Китае микрофинансовый бизнес это компании работает уже 2 года, и выдается порядка 800 млн долларов в год. В Россию компания Panshi пришла три месяца назад.

Джорджо Парола, сооснователь компании Mikro Kapital (Италия) сообщил, что вопрос фондирования микрофинансового бизнеса остро стоит в любой стране. Он считает, что чем жестче регулирование рынка, тем меньше маржа. Но он сообщил, что он 6 лет жил в Беларуси, и там есть практика – если есть вопрос, который не укладывается в рамки законодательства, то можно записаться на прием к государственному чиновнику и получить ответ на свой вопрос. Особенно, если вопрос модно трактовать двояко, то есть какая-то дырка в законодательстве.

Арина Беликина, сооснователь компании ABot Solutions, рассказала о том, возможна ли синергия онлайна и оффлайна в работе микрофинансовой компаии? Сколько стоит переход МФО из оффлайна в онлайн? Она убеждена, что на территории СНГ уровень технологичного развития и экспертизы самый высокий. Поэтому-то все бизнесы, работающие в оффлане и онлайне разительно отличаются.

Первое различие – это маркетинг, клиенты в онлайне перетекают очень быстро от компании к компании. Существенно различаются риски поведения – в оффлане функции скоринга лежат на операционисте, принимающем решение о выдаче займа, в офлайне сильна географическая привязанность клиента к точке обслуживания.

В онлайне функции скоринга, антифрода, верификации клиента автоматизированы, клиент выбирает наиболее интересные предложения на рынке, клиент не привязан географически к дислокации компании, получение и погашение займов проходит с использованием карт и кошельков.

Существенно различаются регулирование и бухучтет для оффлайн и онлайн компаний МФО, операционная среда и команда. В онлайне команда у МФО, в основном, состоит из ИТ-специалистов и аналитиков,

Поэтому перейти в онлайн быстро и дешево из оффлайна нельзя. Надо строить принципиально иную модель бизнеса, считает Арина Беликина.

Елена Гостева

© 2019 «ИнМФО»Для лиц старше 18 лет

Карта сайта

X