Тендерные займы под госконтролем

15 мая 2018

Тендерные займы под госконтролем

Кредитование повышает стоимость товара, произведенного в рамках системы государственных закупок. Но если речь идет о привлечении средств для того, чтобы компания могла принять участие в тендере на госзаказ, то проще и дешевле обратиться за коротким займом в микрофинансовую организацию.

Участие компании в тендерах на торговых площадках по организации государственных закупок предполагает авансирование. Например, по контрактам из категории «оборонный заказ» государство добилось того, что авансирование по некоторым позициям уже на 100% покрывает необходимость компании – участника торгов в денежных средствах. И это происходит, в основном, в тех сферах, где заказчики и поставщики доверяют предприятию, на практике зная, что необходимый товар будут произведен. Об этом заявил, выступая на форуме по вопросам организации государственных закупок в конце апреля 2018 года, академик Российской Академии наук (РАН), советник президента Сергей Глазьев.

При этом, по мнению Глазьева, привлечение кредитов для финансирования государственных закупок, чревато тем, что стоимость конечного товара, произведенного на кредитные средства, будет увеличена. А это опасная тенденция. Глазьев обосновал свое мнение тем, что предприятия, участвуя в тендерах на площадках госзакупок, и их заказчики, исходят из тех цен, которые сложились в экономической среде на момент проведения торгов. К тому же, привлечение заемных средств на участие в госзакупках предполагает, что потом у компании – производителя возникнет необходимость уплаты процентов по кредитам.

«Соответственно, если мы заставляем участников закупок брать кредиты, то это ведет к подорожанию госзакупок, а значит к пересмотру цен, все это создает дополнительные проблемы. Поэтому, считаю, что кредитование госзакупок - вещь очень опасная, но если это необходимо делать, то нужно делать по разумным процентным ставкам под государственным контролем», - заявил Сергей Глазьев.

Поскольку при привлечении заемных средств компании, которые участвуют в системе госзакупок, начинают нести бремя субсидирования банков, и стоимость конечной продукции может вырасти, то систему организации площадок необходимо менять, уверен академик РАН. «Технология блокчейн позволяет обойтись в системе тендеров вообще без банков, но для этого нужно чтобы государство финансировало госзакупки в полном объеме в соответствии с графиком, который утверждается контрактом», - уверен Глазьев.

Но участие финансовых структур в процессе государственных закупок не ограничивается лишь прямым кредитованием. Формы сотрудничества компаний с банками и микрофинансовыми организациями могут быть разными. Вспомним, что для того, чтобы принять участие в тендере – и подать на площадку легитимную заявку, необходимо до начала торгов внести аванс в денежной форме. Нередко крупные компании – а именно они обычно и предлагают самые хорошие ценовые параметры на таких торгах – участвуют одновременно во множестве тендеров.

Приведем пример. Абсолютно все государственные структуры должны закупать канцтовары – бумагу, ручки, степлеры. При этом они могут закупать в офис воду для кулеров, чай и кофе для сотрудников. Это регулярные закупки, и проводятся они часто. Все такие закупки должны проходить через систему государственного заказа – то есть госкомпании выставляют свои заявки на необходимые товары и услуги на торговые тендерные площадки.

И вот крупные компании - поставщики участвуют в таких тендерах, которые каждый день проходит н территории от Калининграда до Владивостока. На каждую такую площадку для прохождения тендера на каждую закупку в каждую госорганизацию необходимо внести денежный залог – да, ненадолго, на срок от двух дней до двух недель. Но для внесения такого залога надо отвлекать собственные средства этой компании с расчетного счета. А это не всегда удобно и всегда дорого – так как средства, замороженные на тендерной площадке, не приносят дохода.

Но без денежного депозита, внесенного в систему, площадка просто не будет рассматривать заявку любой, даже самой известной в России компании.

Поэтому именно для того, чтобы не отвлекать свои собственные средства, но внести депозит для допуска к торгам, компании, участвующие в госзакупках, и прибегают к займам микрофинансовых компаниях. Почему именно к займам, а не к кредитам банков? Потому что кредит выдается обычно сроком на месяц и даже более, а в случае участия в торгах в системе госзакупок средства нужны на несколько дней.

Ставка по таким займам невелика, система госзакупок организована достаточно прозрачно – поэтому эти средства не могут быть потрачены ни на какие другие цели, кроме тех, что указаны в заявке.

Следовательно, и участие МФО в госзакупках никак не удорожает конечную стоимость товаров, на тендер по закупке или производству которых был привлечен заем.

Георгий Демидов

© 2018 «ИнМФО»Для лиц старше 18 лет

Карта сайта

X