Уменьшить просрочку, нарастить инвестиции и увеличить портфель

16 марта 2018

Уменьшить просрочку, нарастить инвестиции и увеличить портфель

Такие задачи, которые стоят перед компаниями рынка микрофинансирования, обсудили участники третьего микрофинансового форума MFO summit Russia 16 марта 2018 года.

Банковские микрофинансовые организации на российском рынке – это диверсификация бизнеса внутри холдинга, как сам факт - это не хорошо и не плохо, и раз уж банковские МФО разрешил закон – то они законны. И созданы такие компании, скорее всего, не для регуляторного арбитража и использования лазеек в законодательстве. А просто от того, что если уж в группе банка есть страховая и лизинговая компания – то почему бы там не быть и МФО? Это заявил, выступая на 3-ем микрофинансовом форуме MFO summit Russia 16 марта 2018 года управляющий партнер Национального рейтингового агентства Павел Самиев. И именно у банков есть средства для докапитализации микрофинансовых компаний, поэтому в ближайшие годы следует ждать рост числа именно таких МФО – созданных при банковских структурах. Поэтому до трети ныне работающих МФО могут поглотить банковские организации.

Модератор форума, исполнительный вице-президент Ассоциации российских банков Эльман Мехтиев сообщил, что ни в одной стане мира нет такой ситуации, когда для банка ставки по кредитам регулируются, для МФО – нет. Поэтому если всем финансовым миром пойти к регулятору и предложить ему отмену предельной ставки по кредитам (ПСК) для всех кредиторов, то что ЦБ может попросить от финансового сообщества в замен? Павел Самиев отметил, что регуляторные нормы ЦБ не созданы для того, чтобы усложнить работу банков, а для того, чтобы люди не брали на себя лишней долговой нагрузки. «Но если человек эту нагрузку тянет, и платит – что по займам, что по кредитам, то зачем тогда искусственно ставить банки в более худшее положение, чем МФО? Ведь скоро получится так, что сейчас МФО ограничили нагрузку на одного заемщика правилом 3 «иксов», а постепенно дойдем до 0 «иксов», если мы будем и дальше делать вид, что ничего с ними не происходит», - посетовал Эльман Мехтиев.

Микрофинансовый супермаркет – это путь по покупке сети ломбардов, и нанизывание на нее других партнерских услуг рынка МФО, возможно к декабрю текущего года кто-то попытается эту схему реализовать, считает председатель совета Национального объединения ломбардов Алексей Лазутин.

Директор саморегулируемой организации «Единство» Айгуль Хайруллина отметила, что микрофинансовым компаниям хотелось бы более стабильной работы с ЦБ по поводу сдачи отчетности регулятору. Она обратила внимание на то, что участились случаи «охоты на ведьм» – когда у МФО банк блокирует счет, требует расторгнуть договор, и устанавливает повышенный тариф в 10-15% на вывод средств. А для компании, которая работает с деньгами, такое поведение банков очень тормозит работу.

«Мы как СРО представляем больше малые и средние МФО, поэтому выступления крупных игроков рынка о том, что это хорошо, если ЦБ оставит на рынке всего 200 микрофинансовых компаний, не может не тревожить», - считает Хайруллина.

Игорь Киселев, президент финансового холдинга «Сфера», подсчитал, что при росте портфеля всего на 15% доходность компании увеличивается вдвое. Он подчеркнул, что рынок займов уже сформирован теми людьми, которые пользуются услугами микрофинансирования. Поэтому если какие-то компании будут с рынка уходить, их портфель будет поделен между другими игроками рынка. При этом он считает, что кредит и займ – это совершенно разные продукты. Займ в МФО – это не банковский кредит с повышенным риском. Потому что когда человек приходит в банк за кредитом, он приходит за деньгами. А когда человек приходит в МФО – он приходит решать какую-то свою проблему. «И это надо донести до ЦБ – мы не деньги выдаем, мы проблемы решаем, МФО – это социальная идея», - уверен Игорь Киселев.

Генеральный директор компании «Мани Фани» Александр Шустов отметил, что когда начался перегрев рынка по процентной ставке, его компания сразу ставку уменьшила: «Надо понимать, что будет делать регулятор и предвещать его решения заранее».

Для того, чтобы отрасль стала работать эффективно, надо перестать делать для рынка МФО черный пи-ар, и повышать финансовую грамотность населения, уверена генеральный директор компании Е-Зайем Светлана Гайдукова (группа компаний TWINO).

Где взять деньги?

Дмитрий Коршунков, основатель сервиса «Фаст Финанс» заявил, что его бизнес развивается по франшизе, то есть партнеры приносят в этот бизнес свои собственные деньги. Секрет в том, чтобы искать человека, который готов вложить в бизнес средства.

Инвестиционная платформа TWINO, через которую привлекаются деньги с международных рынков пяти стран, решает вопрос финансирования бизнеса TWINO, отметила Светлана Гайдукова.

Эльман Мехтиев спросил представителей МФО, собравшихся на саммит, что будет - если представить гипотетическую ситуацию, что завтра к МФО придут все банки и скажут – приходите к нам все МФО, мы дадим вам деньги! То готов ли рынок МФО раскрывать банкам всю информацию о себе, о бизнесе, о бенефециарах? Мнение зала разделилось – не все микрофинансовые организации готовы отвечать банкам на неудобные вопросы. Поэтому ждать легких денег от банков для фондирования бизнеса все же не стоит, считает вице-резидент АРБ.

Георгий Демидов

© 2018 «ИнМФО»Для лиц старше 18 лет

Карта сайта

X