Вложения в микрофинансовые компании выгодны всем: и инвесторам, и самим МФК

20 июля 2018

Вложения в микрофинансовые компании выгодны всем: и инвесторам, и самим МФК

Интерес населения к банковским вкладам падает, а к инвестициям в микрофинансовые компании растет – теперь это уже статистический факт. Если за 2015 год остатки на депозитных счетах населения выросли на 24%, то в 2016-2017 годах прирост на 4-7%. За первые пять месяцев текущего года остатки увеличились лишь на 2,7%. В то же время объем инвестиций в микрофинансовые компании в прошлом году увеличился почти на 40%.

Если инвестиции в МФК - это сравнительно новый инструмент, то банковские вклады уже давно привычны россиянам. Что же произошло, почему период активного роста остатков на депозитных банковских счетах в 2013-2015 годах сменился охлаждением интереса? Эксперты называют две основные причины – изменение уровня жизни людей из-за кризиса 2014 года и низкий уровень доходности.

Действительно, из-за весьма сильного снижения ставок по вкладам люди чаще всего выбирают такие вариации этого банковского продукта, которые позволяют максимизировать доход. При этом приходится жертвовать другими опциями. В результате, несмотря на то, что банки разрабатывают целые линейки предложений, для наших соотечественников вклад это чаще всего инвестиция, не предусматривающая возможности частичных пополнений и снятий. Но и в этом случае банковский вклад позволяет получить доход лишь на уровне 7,5-8%.

При таком раскладе банкам удается удержать вкладчиков с консервативными привычками, все остальные предпринимают усилия для подбора более интересного инвестиционного инструмента. Конечно, банки и сами откликаются на этот вызов и предлагают потенциальным клиентам, разочаровавшимся во вкладах, более сложные продукты.

Однако эти продукты вызывают у людей серьезные вопросы: сложная схема, высокий порог входа, иногда – длительный срок инвестирования. Кроме того - отсутствие государственного страхования таких вложений, которого по привычке ждут от банковского продукта.

В такой ситуации инвестиции в микрофинансовые компании выглядят весьма привлекательно. Они просты и понятны, их срок и сумму можно варьировать по своему усмотрению, а также их доходность несравнима со вкладами. Что касается технологичности этого продукта, то он, как и банковский вклад, может быть оформлен дистанционным способом – через cайт либо при помощи курьера.

Средний уровень доходности по инвестициям в микрофинансовые компании находится около 20%, максимально он может достигать и 27-30% - точная цифра зависит от срока вложений. Заметьте, не только федеральные, но и региональные компании обеспечивают довольно высокий процент на вложенные средства.

Например, «Лайм-Займ» (Новосибирск) предоставляет населению возможность инвестировать свободные деньги с доходностью от 16 до 21%. А МФК «ГринМани» (Кемерово) принимает средства населения под 19-23% годовых.

Как результат, микрофинансовые компании регистрируют значительный приток инвесторов – спрос на инвестиционные услуги увеличивается на 30% ежегодно. При этом растет не только количество инвесторов, но и средняя сумма их вложений, а это – подтверждение того, что такой способ сбережения средств пользуется всё большим доверием. Одна из причин, кроме снижения интереса к банковским вкладам, – регуляторная и информационная политика Банка России, способствующая повышению устойчивости рынка, а также его прозрачности. Последнее очень важно для рынка, до сих пор ощущающего последствия репутационных потерь прошлых лет.

В свою очередь микрофинансовые компании очень заинтересованы в своих инвесторах. Для МФК такие вложения – один из важнейших источников фондирования, кроме средств учредителей. А это значит, что чем больше инвесторов привлечет микрофинансовая компания, тем значительнее она сможет нарастить услуги заимствования.

По оценкам RAEX (Эксперт РА), объем портфеля микрозаймов за 2017 год прибавил более чем 35% и составил 121 млрд. рублей. Но объемы микрофинансирования могли бы расти и быстрее, если бы не сложности фондирования. Существуют оценки, согласно которым инвестиции граждан и компаний сейчас обеспечивают лишь порядка четверти всех ресурсов МФО. В остальном микрофинансовым организациям приходится рассчитывать на свою прибыль и средства учредителей, а оба эти источника ограничены.

Другие возможности внешнего финансирования – банковские кредиты, облигационные займы – остаются почти закрытыми для микрофинансовых компаний. В этой связи несколько лучше себя чувствуют «банковские» МФО – неслучайно именно им удается активно наращивать объемы микрофинансирования. Однако на их долю приходится порядка четверти рынка, остальные компании не имеют банков-партнеров. Их заинтересованность в привлечении ресурсов становится фактически гарантией того, что рынок инвестиций в МФК будет активно развиваться, по крайней мере, они сделают всё от них зависящее.

Полина Путякова, Пермь

© 2019 «ИнМФО»Для лиц старше 18 лет

Карта сайта

X