Всего 6,5% граждан в России одновременно имеют кредит в банке и заем в МФО

21 сентября 2018

Всего 6,5% граждан в России одновременно имеют кредит в банке и заем в МФО

Работа по выявлению мошенников на микрофинансовом рынке должна строиться принципиально иначе, чем этот же процесс организован в банках.

Онлайн выдачами денег в России, в основном, занимаются МФО, но на этот сегмент активно смотрят и банки, которые сейчас остановились на этапе, когда человек может подать заявку на кредит через Интернет, но вот для того, чтобы банк удостоверил личность клиента, ему придется все же зайти в офис. Поэтому и мошеннических операций на кредитном рынке больше у МФО, чем у банков. Об этом заявил, выступая на конференции Infoday-18, организованной бюро кредитных историй Equifax, руководитель группы по развитию продаж этой компании Владимир Цыганов. Конференция прошла 20 сентября 2018 года в Москве.

Чаще всего мошенники используют потерянные и украденные паспорта добропорядочных граждан, и, соответственно, портят этим гражданам кредитную историю. В прошлом году было зафиксировано более 1 тыс. обращений физических лиц в БКИ Equifax на корректировку их кредитных историй, в 2018 году, за еще не полный год, этих обращений уже более 1,5 тыс. При этом порядка 500 – это заявки клиентов банков. И примерно 1 тыс. – от клиентов МФО, и более половины из этого числа – от МФО, выдающих займы в онлайне, отметил Цыганов.

Поэтому в МФО нужен иной, небанковский подход в области мошенничества? У общего по рынку портфеля микрозаймов в среднем просрочка 90 дней плюс занимает 20-25% портфеля, а по некоторым сегментам – доходит и до 40%. У банков же статистика намного лучше, а по залоговым кредитам – всего 2%.

Клиенты банков и МФО практически не пересекаются, уверен Цыганов. Всего 6,5% имеют и кредит в банке и займ в МФО.

Постепенно, сегментируя МФО и банки, «Эквифакс» пришел к выводу, что нужно сделать пилот по противодействию мошенничеству на микрофинансовом рынке. В ходе проекта удалось собрать 19 компаний сектора МФО. Большинство их них онлайн игроки, обладающие хорошей ИТ-системой. В ходе работы проекта было собрано порядка 8 млн заявок на займы, пилот проходил с 1 июля 2016 по 1 июля 207 года. Было найдено порядка 900 мошеннических групп – и это на самом деле организованная преступность, подчеркнул Владимир Цыганов.

Мошеннические заявки за этот год в этих 19 онлайн МФО, были поданы на сумму в 245 млн. рублей были оформлены. Это 10% от всего рынка, то есть 10% от объема всех денег, выданных всеми участниками микрофинансового рынка.

Цыганов привел такой пример. Один и тот же человек с одним именем и отчеством и датой рождения, меняя только фамилии, оформил 314 заявок на он-лайн займы за 15 дней. Считая, что средний займ – это 8 тыс. рублей, он подал заявок на примерно 2 млн рублей.

Более продвинута схема – с одного устройства на 61 паспорт оформлено несколько сот заявок, деньги брали, потом займы гасилось, но где-то на 5-6 займе начинались невозвраты ссуд.

Поэтому «Эквифакс» особое внимание стал уделять дополнительным параметрам в он-лайн заявке. Например, на одно и то же разрешение экрана было оформлено 104 займа на 91 паспорт, ни один из них не оплачивается. То же можно видеть, когда заявки приходят с одного и того же IP-адреса.

Разработаны новые антифродовые правила для МФО. Антифродовые правила для банков и МФО для он-лайн займов различны, так как все же аудитория совершенно разная, уверен Владимир Цыганов.

Руководитель службы противодействия мошенничеству МТС банка Игорь Ермак, выступая на конференции, сообщил, что в банке задумались, а можно ли исключить из процесса верификации клиентов человека? В плане распознавания текста правильно машинное распознание текста – при сравнении данных из заявки с паспортом составил 90%, что довольно высокий показатель.

А вот проверка фотографии с камеры при подачи он-лан заявки со снимком в паспорте – правильность сверки компьютером составляет примерно 40%, но МТС-банк двигается в направлении повышения этого показателя. Игорь Ермак уверен, что машинное зрения заменит человека,

МТС-банк хочет добиться такого состояния дел, когда мошенник будет понимать, что, придя в офис этого банка, «Евросети» и «Связного», он обязательно окажется в полиции. Поэтому банк активно сотрудничает с полицией, и после задержания одного мошенника, другие мошенники не появляются в офисах этих компаний примерно месяца три.

Потом мошенники прощупывают новое узкое место в обороне банка и эти сетей, и снова начинают атаковать офисы, отметил Игорь Ермак.

В момент, когда в офисе появляется лицо, похожее на лицо из базы мошенников, биометрика банка срабатывает, и система дает сигнал на отправку е-мейла специальному сотруднику банка, сообщил Ермак.

Этот человек сверяет лицо вошедшего с лицом из базы и видит, какой ущерб этот человек принес банку и его партнерам – в цифрах. Это и есть триггер на задержание – сигнал дается службе безопасности ритейлера, которая и вызывает полицию. Никакого самоуправства сотрудники безопасности не допускают, документы проверяют и задерживают мошенника именно правоохранительные органы.

У Игоря Ермака из зала спросили, неужели не бывает ложных срабатываний, когда за мошенника принимают добропорядочного гражданина? Он ответил, что если человек замешан в 20 случаях мошенничества, то ошибки и ложного срабатывания не бывает. А в базу мошенников банка попадают люди именно после 20 случаев, когда он «попадал» под прицел безопасников.

Елена Гостева

© 2018 «ИнМФО»Для лиц старше 18 лет

Карта сайта

X