Задача МФО, кредитующих предпринимателей, еще и учить их бизнесу

15 июня 2018

Задача МФО, кредитующих предпринимателей, еще и учить их бизнесу

Самообразование предпринимателя – это процесс непрерывный. Но очень важно дать ему базовые знания, чтобы он не завалил свой бизнес на самом первом этапе. Хотя и зрелый бизнес зачастую допускает фатальные ошибки. Помогают их исправить микрофинансовые компании России.

Заемщик – физическое лицо и предприниматель – по методологии Банка России это один и тот же потребитель, между ними нет различия, нет различных планок определения уровня защиты его финансовых прав. Права этих заемщиков равны в глазах регулятора. Об этом заявил на региональной конференции по финансовой грамотности и финансовой доступности «ФинФин регион-2018: Черноземье» в Воронеже 15 июня 2018 года глава СРО «МиР» Андрей Паранич.

Андрей Паранич сообщил, что одна из обязанностей любой саморегулируемой организации (СРО) на финансовом рынке – это разработать стандарты по защите прав потребителей. И они сейчас есть у МФО и КПК. «Что-то вроде бы на эту тему делают страховщики и инвестиционные компании, и в самом хвосте плетутся форексники», - заявил Паранич. В стандарте защиты прав потребителей МФО прописаны четыре блока. Первый – раскрытие информации о продукте, вторая – меры по ограничению ставки на услугу – и это специфика чисто рынка МФО. Далее - требования по квалификации персонала, чтобы клиенту могли внятно рассказать, что это за продукт – микрозайм - и какие будут последствия его потребления. И четвертый блок - обработка жалоб и обращений, так как опыт показывает, что на финансовом рынке жалобу на работу компании пишут не в саму компанию, а для начала – сразу президенту, а это в корне неверно.

Тренинги по предпринимательству всегда идут по одному и тому же сценарию – сначала скучновато, а потом не мы можем расстаться со слушателями, говорили бизнес-тренеры финансовой грамотности на мероприятии. Приводились такие примеры – у одной предпринимательницы была мини-пекарня, открытая на окраине города Россошь Воронежской области. Открыта она была с расчетом - в месте, где просто не было конкурентов. По итогам курсов эта же предпринимательница рискнула и открыла две мини-пекарни прямо в гипермаркетах, и у нее сейчас хороший оборот.

Анна Шамаева, директор некоммерческой МКК «Липецкий областной фонд поддержки малого и среднего предпринимательства», сообщила, что эта МКК работает только с предпринимателями и только за счет бюджетных средств. Она отметила, что средневзвешенная ставка у фонда – 5,6% годовых. Фонд работает с сельским хозяйством, производством, торговлей и стартапами. При этом в 2017 году банки в регионе работу с сельским хозяйством полностью провалили, и все потребности фермеров были покрыты за счет финансирования из фонда.

Предпринимательство – это профессия. И она начинается со школы и с института, считает Анна Киреева, руководитель экспертного сообщества «Статика». Она отметила, что не верит в однодневные курсы обучения предпринимательству, да и в пятидневные не верит. Бизнесу надо обучаться серьезно, уверена она.

Евгений Кузьмин, владелец семейной кондитерской «Варина мама», рассказал, что его жена, кондитер по образованию, будучи в декрете, увлекалась изготовлением тортов для друзей. Потом дело дошло до того, что кухня превратилась в кондитерский цех, и жить в квартире уже было невозможно. Кузьмин продал свой бизнес по разливу лимонада за 200 тыс. рублей, и примерно такой же суммы ему не хватало для старта первой кондитерской. Тогда он познакомился с фондом по поддержке малого предпринимательства Воронежской области. И ему пришлось писать бизнес-план, после защиты которого 23 мая 2015 года в соседнем подъезде он снял нежилую квартиру, и там открыл первый цех. «Мы готовили торты на кухне, продавали в зале, а вход устроили через балкон. В компании работало сначала 5 человек, потом 10 человек, и очень скоро стало тесно, и мы стали отказываться от заказов. А это для бизнеса - негатив. Назрел вывод – надо снова переезжать», - рассказал Кузьмин.

Они с женой снова обратились в фонд, и в конце 2017 года защитили новый бизнес-план в фонде, открыли еще две кондитерские, при этом одну – в самом центре, на улице Революции, с расчетом уже на гостей города.

«Мы долго стремились к обороту в 2 млн рублей, и думали, что прибыль при таком обороте будет 400-600 тыс. рублей. Достигли – а оказалось, что прибыли у нас нет никакой. Пришлось вводить планирование, учет остатков на складах, и мы постепенно поняли, где у нас большие издержки, и как при большом обороте все же не терять прибыль», - заявил Евгений Кузьмин. При этом семья открыла даже школу кондитеров – и все это при помощи микрозаймов и поддержке фонда.

Алексей Шкарин, владелец компании «Баклер», отметил, что однажды он «влез» в довольно большой заказ по поставке рабочей одежды из Иваново через Москву в Воронеж. На первом этапе ему помог фонд поддержки МСП, но оказалось, что предприятие просто не успевает выполнить весь объем его заказа – не хватает мощностей отшить одежду. Пришлось прибегать к получению банковского кредита, чтобы как-то выкрутиться, заказать форму в других местах и выплатить неустойку. И вот на этом этапе он провалился в убытки и чуть не потерял бизнес. Именно этот случай и научил его относиться к финансовому планированию на всем пути жизни бизнеса с повышенной серьезностью.

Записал Георгий Демидов

© 2018 «ИнМФО»Для лиц старше 18 лет

Карта сайта

X