Займы с мобильного

03 августа 2018

Займы с мобильного

Микрофинансисты по-прежнему не верят в перспективы онлайн-технологий. Сегодня в магазине Google Play для платформы Androidот всех действующих МФО размещено не более 1% мобильных приложений. Суммарное количество установок приложений приближается к 725 тыс., что примерно также равно 1% от количества оформленных займов с 2011 года. Обозреватель ИНМФО по Северо-Западному округу России Евгений Петров представяет обзор ТО-20 мобильных приложений МФО.

Получается, что у потенциального получателя онлайн-займов выбор без выбора: приложений слишком мало. Сразу оговоримся. Большинство представленных в магазине Google Play мобильных приложений по онлайн-займам никакого отношения к официальным МФО не имеют. Это разработки рекламных агрегаторов, зарабатывающих на комиссиях за привлеченного клиента. Проверить принадлежность приложения легко: достаточно посмотреть на реквизиты разработчика, разместившего приложение. Если указана только электронная почта на сервисе gmail.com – это агрегатор.

Криминала никакого нет: агрегаторы банально выступают третьими лицами в передаче информации в МФО. Однако при установке подобных агрегаторов риск утечки информации на просторы Интернета слишком велик - не просто паспортные данные с адресом места жительства, но иногда и местонахождение, вся адресная книга вместе с интимными фото.

Для оценки того или иного приложения мы просмотрели все витрины магазина Google Play со словом «займы». Выкинули разработки сторонних неизвестных лиц и оставили только те приложения, разработчиком которых указаны компании, внесенные в реестр МФО. Устанавливать и разбираться в функционале необходимости не было: какие-то компании работают только в определенном регионе, у других размер приложения занимает очень много места.

Для ранжирования мы распределили места по нескольким критериям: общее количество скачиваний (весьма странный критерий, так как некоторые компании принуждают клиентов взаимодействовать исключительно через приложение, другие компании попросту не говорят клиентам, что приложение существует). Соотношение количества оценок пользователей к количеству скачиваний (дает представление о вовлеченности аудитории). Дате последнего обновления (увы, в магазине есть приложения, которые обновлялись в последний раз года два назад). И совсем общий показатель – место в рейтинге по размеру оценки пользователей (не секрет, что конкуренты могут оплачивать негативные отзывы, что снижает оценку). Все данные сложили, перемешали и вычислили средний балл.

Место Балл Компания Место по кол-ву установок Место по доле голосов Место по оценке Место по дате обновления Установок Доля голосов Оценка Голосов
1 0,905 MoneyMan 1 2 3 2 100000 8,4% 4,5 8413
2 0,786 Займер 6 5 1 6 50000 3,1% 4,8 1568
3 0,679 Отличные наличные 10 1 2 14 10000 11,2% 4,6 1120
4 0,643 СМСфинанс 2 7 6 15 100000 2,3% 4,1 2306
5 0,643 Деньга 5 4 1 20 50000 3,5% 4,8 1731
6 0,631 Веббанкир 4 11 5 11 100000 1,7% 4,2 1659
7 0,619 Platiza (Balance. Финансовое равновесие) 3 9 3 17 100000 1,9% 4,5 1898
8 0,595 Vivus 11 3 4 16 10000 5,3% 4,4 525
9 0,571 Быстроденьги 8 17 8 3 50000 0,6% 3,7 275
10 0,536 До зарплаты 13 12 7 7 10000 1,4% 4 143
11 0,500 Срочноденьги 20 10 7 5 1000 1,8% 4 18
12 0,500 LIME 12 8 9 13 10000 1,9% 3,6 192
13 0,476 Oneclickmoney 9 18 7 10 50000 0,5% 4 235
14 0,440 ДеньгаОнлайн 19 6 10 12 1000 2,8% 3,4 28
15 0,381 MangoMoney 17 16 11 8 5000 0,6% 3 28
16 0,345 CarMoney 21 21 12 1 1000      
17 0,345 SmartCredit 18 19 9 9 5000 0,5% 3,6 23
18 0,321 Pay P.S. 16 15 8 18 5000 0,6% 3,7 30
19 0,321 Мани Фанни 15 13 8 21 5000 0,7% 3,7 37
20 0,286 Колибри деньги 14 20 7 19 10000 0,3% 4 28

Мобильное приложение удобно для уже существующего клиента, потому что конкурировать в массе приложений на витринах онлайн-магазина в привлечении нового клиента невозможно.

Повышается лояльность клиента и косвенно – качество портфеля, так как, по мнению маркетологов, клиент из мобильного приложения более ответственен в процессе обслуживания займа (как раз за счет своей мобильности). Однако если бы мобильные приложения действительно являли собой одно большое преимущество, их было бы явно больше, чем 20. Оценить стоимость разработки мобильного приложения невозможно. По некоторым данным, чтобы оно отвечало хотя бы минимально современным требованиям, необходимо потратить минимум 10 тыс. у.е. и далее ежемесячно от 100 тыс. рублей на поддержку.

Стоимость зависит от функционала: связь с различными сторонними платежными сервисами, подключение к базам данных, онлайн-консультант, биллинг, геотаркетинг, статусы и прочее – и все это должно синхронизироваться между собой. То есть полноценное мобильное приложение микрофинансовой организации фактически может заменять классический интернет-банк с возможностью привязки банковских карт, платежами по сторонним реквизитам, проверка остатка задолженности в режиме онлайн, формирование графиков и выписок. Самый дешевый вариант – шаблон, который помимо сбора анкетных данных и передачи их в отдел продаже может показать еще номер телефона компании и электронную почту.

При столь высокой стоимости затрат любая МФО будет оценивать, станет ли приложение окупаемым. Большинство поразмыслит – и не станет тратиться на свое собственное. Гораздо проще в текущем моменте наращивать клиентскую базу за счет серых агрегаторов. С другой стороны, наличие собственного приложения может подчеркнуть статусность компании и ее долгосрочные намерения по завоеванию рынка микрофинансов. А может и не подчеркнуть – потому что практически ни одна компания на своем сайте не размещает ссылку на приложение в Google Play.

Евгений Петров, Санкт-Петербург

© 2018 «ИнМФО»Для лиц старше 18 лет

Карта сайта

X