Перспективы рынка

Золушка от финансов


Анастасия Локтионова, заместитель генерального директора группы компаний «Русмикрофинанс»

Рынок МФО как alter ego банковской системы

В массовом восприятии микрофинансирование до сих пор остается небольшим островком на карте финансовых рынков со своими специфическими законами и потребителями. Эдакая Золушка на подхвате у злой мачехи. Между тем, если присмотреться, вехи развития сегмента МФО весьма похожи на историю российского розничного банкинга. И сейчас уже трудно отмахнуться от микрокредиторов, стремительно наращивающих не только объемы, но и качество бизнеса.

Микрофинансовый бизнес не критиковал только ленивый: высокие ставки, сомнительные заемщики, недостаток регулирования, смешные объемы. Но, кажется, время скептиков проходит: за несколько лет существования рынок МФО статистически приблизился к банковскому ритейлу десятилетней давности, продуктовая линейка растет вширь и вглубь, а технологиям могут позавидовать многие кредитные организации. Впрочем, чтобы не быть голословной, перейду от рассуждений к фактам.

Объемы рынка и темпы роста

По итогам 2016 года совокупный объем выданных микрозаймов вырос на 39,4%, достигнув 195, млрд рублей. Можно ли сравнивать эти показатели с банковской розницей, ведущей счет на триллионы? Можно, если вернуться в начало 2000-х. Так, по данным ЦБ РФ, на 1 января 2003 года объем кредитов физлицам составил 142,2 млрд рублей, прирост за год 50%. Четырнадцать лет назад розничный банкинг по объемам уступал нынешнему рынку микрофинансирования. Сейчас этот факт кажется парадоксальным, но с цифрами не поспоришь.

Продуктовая линейка

Еще несколько лет назад микрофинансовый рынок представлял собой в основном копеечные займы до зарплаты под бешеные трехзначные проценты. Времена изменились: сегодня рынок МФО структурирован по сегментам и постепенно отходит от модели сверхдорогого краткосрочного кредитования, развивая более сложные продукты. Медленно, но верно формируется ниша залогового кредитования: займы под залог ПТС и недвижимости для рынка уже не новость, а максимальные суммы микрозаймами уже не назовешь верхняя планка достигает 3-5 млн рублей. Банковский рынок тоже начинался с необеспеченных потребительских кредитов, автокредиты и ипотека появились гораздо позднее.

Процентные ставки

Бизнес-модель микрофинансового бизнеса не предполагает низких тарифов, но начинался рынок, повторюсь, со ставок, исчисляемых тысячами процентов годовых. При всем желании развивать нишу не получится с учетом повышенного внимания регулятора и ужесточению правил игры. Уровень доходности микрофинансовых продуктов в настоящее время можно сравнить с процентными ставками розничных банков в начале 2000-х. До появления в правовом поле понятия «эффективная процентная ставка» возможности ценообразования были практически неограниченными. Сейчас нормы ПСК в полной мере сдерживают аппетиты кредиторов.

Регулирование

Буквально за полтора последних года микрофинансовым компаниям волей-неволей пришлось адаптировать бизнес под новые правила игры. Под чутким надзором Банка России надеяться на «авось» не приходится: регулирование отрасли исполняет роль естественного отбора, и на рынке вскоре не останется «одичалых» игроков. Статистика неумолима: в прошлом году микрокредиторов стало на треть меньше. Хронологически зачистка микрофинансового рынка совпала с аналогичным процессом в банковской системе, который до сих пор не завершился.

Заемщики

Стереотип микрозаемщика-маргинала уже не актуален хотя бы потому, что социальный портрет банковского «отказника» претерпел существенные изменения в кризисные годы. Де-факто последние пару лет банки фактически не кредитовали новых заемщиков, распределяя скудные лимиты между зарплатниками и уже действующими клиентами. Неудивительно, что часть таких заемщиков отправилась в МФО. Микрокредиторам тоже пришлось перенастроить скоринг: на существенные суммы займов клиенты без подтвержденного дохода или ликвидного залога рассчитывать уже не могут.

Технологии

Смарт-банкинг с развитыми каналами дистанционного обслуживания примета новейшего времени, однако на заре банковского ритейла ни о каких технологиях речи не было. Микрофинансовый бизнес изначально предполагал «легкое» обслуживания: скорость и удобство при подаче заявки и оформлении займов были и остаются весомым преимуществом перед тяжеловесными процедурами классического банка. Интеллектуальные IT-системы, развитые колл-центры и насыщенная инфраструктура элементы, без которых невозможна конкуренция на рынке МФО, потому что стоимость продукта при любом раскладе для микрозаемщиков всегда будет выше, чем для банковских клиентов.

Конечно, речь не идет о том, что микрофинансовые компании дублируют или заместят рынок банковских продуктов и услуг для населения. Средняя сумма микрозайма несопоставима с аналогичным показателем для банковского кредита: возможности фондирования для МФО существенно ограничены, и эта ситуация не изменится до тех пор, пока гарантии АСВ распространяются исключительно на пассивы кредитных организаций.

В пока непонятной перспективе рынку микрофинансированию необходимо свое АСВ. Думаю, это вопрос времени.

Тем не менее, невозможно отрицать, что из местечкового бизнеса микрофинансирование выросло в полноценную нишу, которая в процессе реформации не теряет, а набирает скорость развития: лишившись трети своих участников, рынок продолжает расти. Тыква постепенно превращается в карету.

© 2018 «ИнМФО»Для лиц старше 18 лет

Карта сайта

X