Интервью с игроками рынка: МФО «Быстроденьги»

18 марта 2016

МФО «Быстроденьги» первой вышла на российский рынок с таким продуктом, как «займы до зарплаты», и на сегодня ее бренд является самым узнаваемым среди городского населения в секторе микрофинансовых организаций. 

 pron

О процессах консолидации на рынке, о запуске системы автоматического принятия кредитных решений, о конкуренции сервисами  p2p-кредитованияидоступности фондирования нашему порталу рассказал гендиректор МФО Юрий Провкин.  

В конце марта вступают в силу поправки в законодательство, которые разделят всех участников рынка на две неравные части: микрофинансовые и микрокредитные организации. В чем тут разница и где вы видите ГК «Быстроденьги»?

Действительно, все микрофинансовые организации будут разделены на 2 вида: микрофинансовые компании (МФК) и микрокредитные компании (МКК). Они обязаны изменить свои наименования до 29.03.2017 в зависимости от операций, которые собираются осуществлять, а также возможности исполнения предъявляемых к каждому виду компаний требованиям. Например, МФК, которые смогут не только выдавать, но и привлекать займы от физических лиц, должны будут обеспечить наличие 70 млн. собственного капитала и соблюдать несколько видов нормативов, контролируемых Банком России. МФО, на текущий момент привлекающие займы, ощутят на себе изменения первыми, прямо 29 марта, так как сразу с этого дня не смогут привлекать займы на срок более чем до 29 марта 2017 года, пока не приобретут статус МФК. Компания «Быстроденьги» попадает в категорию микрофинансовых компаний.

Многие эксперты ожидают, что в текущем году ускорятся процессы консолидации рынка микрофинансирования, в результате которых крупные игроки станут еще крупнее, в том числе через слияния и поглощения. Между тем уже сейчас на долю компаний из топ-40 приходится 70-80% рынка. Вы ожидаете масштабного передела рынка и готовы в этом поучаствовать?

На рынке не отмечены сделки по слиянию крупных компаний, ведущие игроки пока не готовы приобретать активы региональных МФО. Хотя в реестре микрофинансовых организаций количество компаний значительно сократилось, число точек, выдающих краткосрочные займы, за 2015 год выросло на 9%. Объясняется это тем, что с рынка уходят мелкие местные игроки. В свою очередь, федеральные компании только укрепляют свои позиции, открывая офисы продаж или мобильные стойки в новых регионах. Также сосредоточены на развитии дистанционных каналов: запускают онлайн-проекты и карточные продукты.

По итогам 2015 года портфель займов МФО вырос почти на треть. В этом году многие участники рынка ждут замедления темпов роста и даже стагнации. Какие ожидания у вас?

Мы оцениваем рост рынка в 26% по итогам 2015 года, и это отличный показатель на фоне сокращения банковского кредитования. При этом стоит отметить, что рынок значительно замедлил темпы: годом ранее прирост был 55%. Среди основных причин – в полной мере не оправдавшиеся ожидания участников рынка относительно того, что большая часть банковских клиентов перетечет в сегмент потребительских микрозаймов (installment): по итогам 2015 года прирост составил 20% против 40% годом ранее. Наиболее быстро развивается сегмент краткосрочных микрозаймов (PDL): прирост составил 36%. В 2016 году доля МФО в потребительском кредитовании продолжит увеличиваться, особенно за счет развития микрофинансовых «дочек» банков, онлайн-сегмента, а также включения в линейку новых продуктов – краткосрочных или потребительских займов. Рынок микрофинансирования физических лиц прирастет в среднем на 20%.

В конце 2015 года вы завершили масштабный проект по созданию и запуску системы автоматического принятия кредитных решений. Означает ли это, что теперь тут будет исключен человеческий фактор, и компьютерная программа будет отвечать за все решения?

Такая система у нас была и до внедрения новой платформы. Все крупные игроки, которые могут себе позволить качественные ИТ-решения, стремятся так настроить систему, чтобы все операции осуществлялись по принципу минимальной зависимости процессов от конкретного сотрудника. Система сама принимает решение, делает необходимые проверки, подсказывает сотруднику следующие шаги. Да, это требует больших финансовых затрат, но в итоге трансформируется в максимальную оперативность при принятии решения о выдаче займа и высокий уровень клиентского сервиса. Но существующая в «Быстроденьги» система не позволяла поддержать стратегию развития компании по преобразованию розничной сети в финансовый супермаркет. С новой платформой мы можем себе позволить расширение линейки собственных продуктов и поддержку полного цикла работы с финансовыми инструментами, такими как выдача займа, его погашение, процесс взыскания. Также она позволяет реализовывать продуктов партнеров, например, страховки, кредитные отчеты, sim-карты и прочее. Что касается скоринга, то мы активно интегрируем в систему новые технологии и источники данных. Сейчас, например, проходит техническое внедрение источников Big Data для повышения качества оценки клиентов. Уже 95% наших повторных онлайн заемщиков получают решение о предоставлении займа за 1 секунду.

Оборот онлайн МФО пока не превышает 10% от совокупного, но растет так быстро, что некоторые участники рынка прогнозируют через пять лет увеличение этого сегмента до 80-90%, ссылаясь на опыт Европы и США. Каков тут ваш прогноз и, соответственно, стратегия на ближайшие годы?

Портфель онлайн-компаний на конец 2015 года превысил 2 млрд руб. и составил пятую часть объема рынка краткосрочных займов, т.е. 20%. Его дальнейший рост будут стимулировать изменения в законодательстве, с 29 марта официально закрепившие удаленную идентификацию клиентов при оформлении микрозаймов до 15 000 рублей. На развитие сегмента влияет и увеличивающаяся мобильность клиентов. По данным исследования компании «Быстроденьги», 76% опрошенных пользуются интернетом, что на 20% выше показателей 2013 года. Причем 38% заемщиков МФО «сидят» в интернете 4 и более часов в сутки. Вместе с этим, на фоне бурного роста дистанционных каналов офлайн-сегмент сохраняет свои позиции и остается весомым как по доле рынка, так и по темпам развития: среди 62% клиентов «Быстроденьги», которые имеют опыт оформления займа через интернет, половина опрошенных признают данный способ удобным для себя. Поэтому мы активно развиваем дистанционные направления – это то, чего ждут от нас клиенты. Потенциалом служит наличие собственной клиентской базы, достигшей уже 2 млн. заемщиков, которым мы теперь предлагаем новые удобные способы получения займа, не требующие посещения офиса. Думаю, что рынку потребуется не менее 5 лет, чтобы соотношение онлайн и офлайн начало выравниваться.

Рынок p2p-кредитования только начинающий формироваться в России. Но ЦБ уже готовит предложения по его регулированию, а на микрофинансовых форумах обсуждается его потенциальная конкуренция с МФО. Как вы смотрите на эту проблему?

Клиент одновременно может пользоваться услугами различных финансовых институтов: получать кредит в банке, например, на бытовую технику, брать займы в МФО, когда не хватает до зарплаты, пользоваться сервисами p2p. Последние могут составить конкуренцию онлайн-займам, т.к. оформление в обоих случая проходит дистанционно, без посещения офиса компании. Однако p2p-кредитование отличается более высоким уровнем риска для обеих сторон. Для клиента нет гарантий надежности займа, так как отсутствует установленная форма договора. Для кредитора это проявляется в невозможности проверки кредитной истории заемщика и корректной оценки рисков. Именно умение работать с рисками определит судьбу развития данного сервиса. Потенциал для роста есть однозначно, потому что онлайн сервисы демонстрируют самые высокие темпы прироста. Однако их доля в денежном выражении все еще остается незначительной в общем объеме микрофинансирования.

Фондирование компаний является одной из острых проблем в секторе микрофинансирования. Увеличилась стоимость заемных средств, и в тоже время снизилась их доступность, многие банки отказываются работать с МФО. Как вы решаете эту проблему? И насколько стоимость фондирования влияет на линейку ваших кредитных продуктов?

Для финансирования развития компании используют собственные средства, поддержку небанковских финансовых организаций и сотрудничество по франшизе. Важный тренд 2015 года – рост доверия к бизнесу микрофинансовых компаний со стороны банков и частных инвесторов. Источником финансирования, получившим наиболее активное развитие в 2015 году, стало привлечение инвестиционных займов от физических и юридических лиц. По данным саморегулируемой организации «МиР», доля такого вида финансирования на рынке составляет около 10%. Группа компаний «Быстроденьги», запустив инвестиционный проект в апреле 2015, привлекла от физических лиц к концу года 454 млн. руб., а за первые два месяца 2016 года увеличила портфель еще на 60% – до 724 млн. руб. Прирост числа инвесторов происходит и за счет повторных займов: доля таких вложений в инвестиционном портфеле группы составляет 20%. Получив положительный опыт взаимодействия с МФО, клиенты готовы к дополнительным инвестициям на большую сумму и срок.

Если проанализировать доходность, которую предлагают ведущие игроки рынка частным инвесторам, то ваши предложения находятся в самом верху диапазона. Что заставляет вас делать такие интересные предложения?

Компания является инвестиционно-привлекательной. Более 80% клиентов «Быстроденьги» относятся к категории повторных заемщиков, т.е. наименее рисковой группе с положительной историей займов в компании. Среднегодовой темп роста выручки с 2010 по 2015 годы составляет 50%. Если говорить коротко, то у нас успешная история последние семь лет, бизнес-модель, которая по всем показателям не ухудшается, а только улучшается, наивысший рейтинг надежности среди МФО от рейтингового агентства «Эксперт РА» со стабильным прогнозом – все это свидетельствует об эффективности ведения бизнеса, команды и выбранной стратегии.

© 2017 «ИнМФО»Для лиц старше 18 лет

Продвижение сайтов – iSEO.ru

Разработка портала — www.seotemple.ruSeoTemple

Карта сайта

X