Интервью с игроками рынка: ООО МФК «Мани Мен»

10 мая 2016

Интервью с игроками рынка: ООО МФК «Мани Мен»

MoneyMan стала первой микрофинансовой организацией в России, ведущей свою деятельность в режиме онлайн. 

Сервис входит в тройку крупнейших российских МФО, специализирующихся на краткосрочных займах. Об истории создания компании, ее технологических новациях, привлечении инвесторов и экспансии на международные рынки нашему порталу рассказал генеральный директор  сервиса онлайн-кредитования Moneyman Борис Батин.

Борис, идея создать первый российский сервис онлайн-кредитования пришла, когда вы учились в Англии. Там данная модель бизнеса активно развивалась, а в России эта рыночная ниша пустовала. Трудно было начинать бизнес с нуля и что из британского опыта не удалось перенести на российскую почву?

Делать что-либо впервые всегда трудно. Конечно, были сложности, связанные с отличиями в регулировании, со спецификой ведения бизнеса в России. Тем не менее, цель была достигнута, и мы создали уникальный сервис онлайн-кредитования, ставший надежным финансовым помощником для граждан.

Серьезные инвесторы поверили в вашу модель бизнеса, благодаря чему MoneyMan удалось в 2015 году привлечь 9 млн. долларов от венчурного фонда Emery Capital на развитие и открыть филиалы в Грузии, Казахстане и Испании. Вы собираетесь продолжать международную экспансию?

Сегодня особенно важно опережать время, поэтому компаниям, работающим в секторе финансовых технологий, как наша, развивать локальный бизнес просто нецелесообразно. Любой продукт или сервис должен быть эффективным, что возможно лишь при условии, что он ориентирован на международный рынок и модель ведения бизнеса изначально предполагает возможность дальнейшей международной экспансии.

Останавливаться на достигнутом мы не намерены, более того, никто и не предполагает, что это в принципе возможно. Любая поставленная цель не является конечной, скорее очередным этапом развития. Так уже на первое полугодие 2016 года запланирован выход компании на рынок Латинской Америки, а также мы намерены начать операционную деятельность сразу в нескольких странах Европы.

Компания MoneyMan является одним из лидеров онлайн-кредитования в России. Однако вступившие в силу поправки в ФЗ 151 налагают определенные ограничения на выдачу онлайн-займов. Данные изменения правил игры как-то повлияли на вашу деятельность?

ЦБ РФ ведет активную работу по регулированию деятельности  МФО и новый закон, разделивший рынок на микрофинансовые (МФК) и микрокредитные (МКК) компании, безусловно, окажет благоприятное влияние на отрасль в целом и повысит уровень доверия со стороны партнеров, населения и потенциальных инвесторов. Это сулит микрофинансовым компаниям получение дополнительных возможностей по развитию своих продуктов и услуг, роста объема кредитования, снижению уровня рисков и, как следствие, снижению ставок для заемщиков.

Микрофинансовые компании должны иметь уставный капитал не менее 70 млн. рублей. Только они смогут привлекать инвестиции от населения, а также проводить удаленную идентификацию потенциальных заемщиков, выдавая займы полностью дистанционно. Микрокредитные компании привлекать средства физлиц и выдавать онлайн-займы без соответствующих ограничений уже не смогут, но в то же время и надзор со стороны регулятора для них существенно смягчится. Серьезное изменение количества игроков на рынке сейчас маловероятно, но в долгосрочной перспективе возможно. Уверен, что со временем на рынке останутся только крупные компании.

Конечно, граждане также ощутят влияние нового закона, поскольку инвестировать свои сбережения смогут только в микрофинансовые компании. Но в данном случае ограничения призваны защитить средства населения, так как статус МФК получат только самые надежные компании.

Впрочем, у компаний есть еще время до марта 2017 года, чтобы принять решение о том, будет ли компания вести свою деятельность как МФК или МКК. Мы изначально сделали выбор в пользу МФК. 

Конкуренция за хороших заемщиков на рынке микрокредитования будет только ужесточаться. Какие конкурентные преимущества вы готовы использовать: снижать ставки по кредитам, расширять линейку своих продуктов или что-то другое?

Мы работаем полностью в режиме онлайн, что дает нам ряд преимуществ. Более выгодные условия кредитования, скорость принятия решений и эффективность обработки заявок – это далеко не все, что мы можем предложить нашим клиентам. Оформление заявки на сайте занимает не более 10 минут, а сервис может оперативно обрабатывать тысячи заявок в день. В отличие от традиционных МФО мы не нуждаемся в огромном штате сотрудников, их заменяют технологии. Мы экономим много средств, которые используем на развитие сервиса, который в свою очередь экономит время наших клиентов.

В онлайн-кредитовании важнейшим элементом успеха является эффективная скоринговая модель. На что вы опирались при ее разработке и сколько параметров она учитывает? Какой у вас процент невозврата?

Мы проверяем заемщика с помощью инновационной модели оценки рисков «Скоринг 7.0», анализирующей сразу несколько тысяч агрегатов (в том числе систему «Национальный Хантер»). Также применяются антифрод-сервисы, которые учитывают данные четырех ведущих бюро кредитных историй, а так же информацию из профилей заемщика в социальных сетях, и даже то, как заемщик ведет себя на сайте компании. Огромное количество различных инструментов анализируют данные в реальном времени. Наша модель оценки рисков доказала свою эффективность – уровень просроченной задолженности свыше 90 дней в 2015 году в России составил 8%, что в 2,5 раза меньше, чем по рынку в целом

В то же время, мы учитываем и то, что человек может оказаться в сложной финансовой ситуации, от этого, к сожалению, не застрахован никто, и всегда идем клиенту навстречу. Если кредит не удается вернуть своевременно, клиент может воспользоваться услугой продления займа, избежав, таким образом, просрочки, сохранив свою кредитную историю и отсрочив срок возврата денег. Также возможна реструктуризация займа. В такой ситуации очень важно содействие клиента, так как компания заинтересована в том, чтобы заемщик вошел в нормальный график платежей и вернул заемные средства.

Как вообще в России обстоит дело с финансовой дисциплиной граждан по сравнению с другими странами, где вы работаете?

Уровень финансовой грамотности растет, мы отмечаем позитивную динамику в последнее время и это не может не радовать. Серьезные финансовые компании заинтересованы в том, чтобы граждане делали выбор в пользу надежных игроков на рынке. В своей работе мы отмечаем интересную тенденцию – среди наших клиентов становится все больше образованных людей. Если в 2015 году клиентов с высшим образованием было 50%, а с неполным высшим образованием 20%, то годом ранее таковых было меньше на 5% в каждой категории. Инициативы по повышению финансовой грамотности населения мы всячески приветствуем и поддерживаем. К слову, современные технологии и повсеместный доступ к сети Интернет, с моей точки зрения, могут очень способствовать развитию россиян в этом направлении, так как уже сегодня многие используют онлайн-банкинг, проводят различные операции полностью дистанционно и это тоже огромный плюс.

Насколько вы заинтересованы в привлечении денег физических лиц, и на какую инвестиционную доходность они могут рассчитывать?

По итогам прошлого года MoneyMan привлек инвестиции на сумму более 650 млн. рублей, при этом средний объем вложений на одного инвестора  достигает суммы в 8 млн. рублей. Мы провели огромную работу с каждым из инвесторов индивидуально, дабы собрать максимум информации, и, создали новый инвестиционный продукт, исходя из потребностей и пожеланий инвесторов. Новый продукт предполагает возможность досрочного возврата вложений, независимо от срока размещения средств. Инвестировать можно от 1,5 млн. рублей на срок от 6 месяцев по ставке от 20%. Максимальная ставка по вложениям достигает 25% при инвестировании на 2 года. Проценты выплачиваются ежемесячно безналичным переводом на банковский счет инвестора, при этом MoneyMan является налоговым агентом и уплачивает НДФЛ самостоятельно, что экономит время инвестора.

Каждый год рынок микрофинансирования показывает хороший рост. С какими финансовыми результатами вы планируете закончить этот год?

Рынок микрофинансирования в 2015 году стал единственным сектором потребкредитования, показавший рост, и мы уверены в том, что в ближайшие 4-5 лет он будет продолжать активно развиваться. Драйвером роста вполне закономерно станет онлайн-кредитование, что подтверждают итоги прошлого года, когда этот сегмент рынка вырос более чем в 2 раза, а в совокупном объеме выданных займов МФО доля онлайн-компаний достигла 10% против 3% в 2014 году. Свое влияние окажет еще один важнейший тренд. Как мы и предполагали, ожидания массового перехода банковских клиентов в МФО не подтвердились, а вот наш прогноз относительно перетока клиентов традиционных МФО в онлайн-компании оказался более чем оправданным. Это продлится до тех пор, пока сегмент онлайн-кредитования не займет больше половины, а возможно, и две трети рынка небанковского беззалогового потребкредитования, что произойдет, на наш взгляд, уже в ближайшие годы.

© 2018 «ИнМФО»Для лиц старше 18 лет

Карта сайта

X